Форум » Кинематограф, театр » Вия Артмане » Ответить

Вия Артмане

Rina: Ушла из жизни женщина, к которой, безусловно, можно было применить слова Коко Шанель «Стиль – это человек». Какие бы роли она ни исполняла, давала ли интервью или улыбалась с журнальных страниц, мы видели истинную женскую красоту, подлинный шарм и воплощенное человеческое достоинство. О ней было и будет еще много написано. Вот только немногие из публикаций На 79-м году жизни умерла великая латышская актриса Вия Артмане. Об этом сообщает программа Panorāma Латвийского телевидения. Вия Артмане, урожденная Алида Фрицевна Артмане, родилась в небольшом поселке Тукумского района в крестьянской семье в 1929 году. Отец погиб за четыре месяца до рождения дочери. Когда-то маленькая латышская школьница хотела стать юристом: "Чтобы наказывать злых людей и оправдывать добрых". Но еще больше ее увлекал мир театра и кино — там были волшебство, красота, торжествовала справедливость. Мечта стать актрисой все больше становилась целью ее жизни. Мать хотела, чтобы профессия дочери была солиднее, уговаривала идти в юристы. Но Алида уехала в Ригу и поступила в драматическую студию при Художественном Театре имени Я. Райниса. Здесь она поменяла имя на более звучное — Вия. Красивую и талантливую студентку особенно выделял основатель этой знаменитой труппы Эдуард Смильгис. "Он воспитывал в нас артистическую самостоятельность, умение мыслить на сцене", — вспоминает Вия Артмане. В 1949 году она стала актрисой Театра имени Я. Райниса. Через 20 лет ей уже было присвоено звание Народная артистка СССР (1969). К началу 1970-х годов становится одной из самых популярных актрис советского кино. Этапными для актрисы стали роли Сони в дуэте с Евгением Матвеевым ("Родная кровь", 1963, реж.Юрий Егоров) и Оны в фильме "Никто не хотел умирать"(1966) режиссера Витаутаса Жалакявичуса. Кроме театральной и кинематографической деятельности активно занималась и общественной работой. Она возглавляла Союз театральных деятелей Латвии, была членом Советского комитета защиты мира. В 1978 году режиссер Янис Стрейч поставил телевизионный фильм "Театр" по роману Сомерсета Моэма. Главную роль актрисы, примы театра Джулии Ламберт, мастерски исполнила Вия Армане. Благодаря этой картине актриса вновь оказалась на пике популярности. С середины 1980-х годов реже появляется на экранах. В 1987 году Вия Артмане психологически точно исполнила главную роль Аглаи Андреевны в фильме "Человек свиты"(реж.Андрис Розенберг, по повести Владимира Маканина), которую сама актриса считает одной из лучших в своей кинобиографии. В начале 90-х выходят два фильма режиссера Валерия Тодоровского: "Катафалк", где актриса блестяще сыграла главную роль Андреевны и была номинирована на "Нику", а в 1991 году -"Любовь", где Артмане комедийными красками наполнила небольшую по объему роль бабушки. Однако актриса продолжала активно работать в театре. Одной из ее лучших работ за последнее время считается роль мадам Ракен в спектакле "Тереза Ракен" по роману Эмиля Золя. Вия Артмане в 1999 году уходит из театра. В 2000 году актриса сыграла одну из главных ролей (Вальтер) в серии "Игра на чужом поле" из детективного сериала Юрия Мороза "Каменская"(продюсер Валерий Тодоровский). Об актрисе сняты документальные фильмы "Разговор с королевой"(1980, режиссер Роланд Калныньш, оператор Юрис Подниекс) и "Обидеть королеву. Вия Артмане"(2007, телеканал РТР). вышла книга "Vija Artmane" в издательстве "Liesma", посвященная творчеству выдающейся актрисы, в 1990 году в Москве издана книга воспоминаний актрисы "Сердце на ладони"(издательство "Молодая гвардия"), а в 2003 году в Риге изданы мемуары актрисы "Зимостойкие. Мгновения моей жизни". За пожизненный вклад в искусство награждена Орденом трех звезд. http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/article.php?id=22148188

Ответов - 6

Rina: Королева на пенсии. Вия Артмане о любви, театре и себе ЕСЛИ бы она появилась передо мной в короне и со скипетром в руках, я бы ничуть не удивилась, настолько ее царственный образ осел в моей памяти. Но великая русская-латышская актриса Вия АРТМАНЕ предстала передо мной в cамовязаной кофте, рейтузах и бархатных тапочках. Милая, домашняя, опирающаяся на палочку. ИЗ ТЕАТРА Вия Артмане ушла по собственной воле, прослужив 55 лет. «Два сезона у меня не было ни одной крупной роли, я не хотела дежурить и решила отойти в сторону, — так объясняет она решение. — И еще я не хочу никого утомлять своим нездоровьем». Актриса перенесла два инсульта и инфаркт. Но если позволяют силы и интересна предложенная роль, актриса не находит в себе сил сказать «нет». После выхода на пенсию она жила настолько скромно, что это существование можно было назвать бедностью. Квартплата в два раза превышала пенсию. Небольшие сбережения, отложенные на черный день, «сгорели», как у всех… Недавно за выдающиеся заслуги в искусстве государственный фонд культуры решил доплачивать актрисе 100 латов, это около 5 тыс. рублей. Последние десять лет актриса живет на даче в сорока километрах от Риги вместе с дочерью Кристианой и внучкой Бертой. Маленькие комнатки столетнего (!) дома расположены вокруг кирпичной печки, которую подтапливают даже летом. А когда-то большая семья актрисы жила в хорошей квартире в центре старой Риги. Но в 1993 году в Латвии приняли закон о реституции, согласно которому все, что до советской власти принадлежало богатым буржуа, возвращалось им в собственность. У дома, где была квартира актрисы, объявился хозяин, пожелавший брать за жилье столь высокую плату, что семья Артмане была вынуждена съехать. Но об этом Вия не любит рассказывать. Свои сельские будни Артмане заполняет работой в саду, вязанием, просмотром телевизора и чтением газет. — «АиФ» — единственная русская газета, которую я читаю много лет. У вас есть принципы. Вы уважаете людей, для которых пишете. Это редкость. Трудно найти классическую пьесу, в которой Артмане не сыграла. Она была Джульеттой и Офелией, королевой Англии Елизаветой и Екатериной II, в ее копилке героини Чехова, Достоевского, Гоголя. Кинозрители до сих пор влюблены в ее нежную паромщицу Соню из картины «Родная кровь»… Этот фильм, снятый в 1963 году, стал лидером проката. Его посмотрели 35 млн. зрителей. В 1969 году актриса стала народной артисткой СССР. Сиротство ПОХОЖЕ, судьба готовила ей триумф еще до рождения, только сначала предстояло пройти через испытания. Мать Вии родилась в очень бедной семье. Чтобы прокормиться, пошла в прислуги к богатому барону. На девушку засматривались многие, а сын зажиточного хуторянина влюбился в нее по-настоящему. Он долго уговаривал батрачку стать его женой, и наконец свадьба состоялась. Но счастье молодых было кратким. За четыре месяца до рождения дочери отец Вии трагически погиб. Ему было всего девятнадцать. И мать с крошечной Вией выгнали с хутора. Женщина снова пошла батрачить, скитаясь от одних хозяев к другим. Наконец мать Вии взяли прислугой в богатую рижскую семью, где ценилось искусство. Старшие дочери хозяев учились в Берлине, одна — пению, вторая в балетной школе. Последняя однажды заметила, как Вия танцевала в пустой комнате, включив радио, и научила дочь батрачки нескольким балетным па. Когда в Риге была создана школа танца «а-ля Айседора Дункан», способная девочка стала ее ученицей. Потом Вию увлек театр, и каждый вечер она бегала на представления то русской, то латышской труппы. После окончания актерской студии Артмане принимают на работу в театр «Дайлес». Примадонны театра придирчиво разглядывали девятнадцатилетнюю Вию, шипя: «Что за актриса? Ни груди нет, ни задницы. Нет профиля!» А еще говорили, что за душой у нее нет страданий, что она «чистый лист». Никто и не подозревал, что она уже успела испытать на себе унижения сиротства, бедности и голода. Нежелание делиться переживаниями осталось в Вие до сих пор. — Я ценю даже боль, оставляю ее в своей внутренней копилке. Возможно, она мне пригодится и я выплесну ее на сцене. То, чего, на взгляд коллег-завистниц, в Вие якобы не было, сумел разглядеть самый популярный актер театра, всеобщий любимец и красавец Артур Димитерс. Он был старше Вии на четырнадцать лет, к тому же женат на известной художнице. Ухаживать начал сразу. Ярко, напористо. Вия сопротивлялась. Но Артур не отступал. Ухаживания сочетались с преследованиями и даже шантажом. Он мог вступить в драку, если кто-то пытался завладеть вниманием его юной избранницы. Наконец Вия согласилась стать его женой. Семья СЧАСТЛИВОЙ их семейную жизнь назвать было нельзя. Артур страшно ревновал Вию. — Могу сказать только одно. Я свою супружескую постель ни с кем, кроме мужа, не делила, — говорит Вия Артмане. Но на каждый роток не накинешь платок. Судьбу героинь Вии часто примеряли к ней самой. Долго гуляла легенда, что свою дочь Вия родила от актера Евгения Матвеева. Зрителям хотелось продолжения истории любви, которую они так убедительно изобразили на экране. — А была ли в вашей жизни любовь, как в кино? — Нет. Любовь была на сцене, а в жизни она прошла мимо, — грустно говорит Вия. — Я от этого ничего не потеряла, у меня есть другой подарок судьбы — мои дети. Было время, Вия даже хотела уйти от мужа, настолько ей казалось тяжелой жизнь вместе. Димитерс был востребован в театре и кино, а на семью, детей его сил не хватало. Вия тряслась после долгой съемки на автобусе по проселочным дорогам, чтобы успеть приготовить детям обед на завтра, перестирать и перегладить горы белья… А супруг считал ниже достоинства даже сходить за хлебом. Королевой Артмане была только на сцене. И все-таки с Артуром Димитерсом Вия прожила 27 лет. Когда его не стало, она долго не могла прийти в себя. — Он был великим актером. Такого в Латвии не будет еще лет 50 как минимум. Конечно, наша семейная жизнь не была такой, о которой я мечтала, но со временем страсти улеглись, и мы долгие годы были друг для друга отдушиной. Для меня и для него театр был главным в жизни. Он придал мне смелости и уверенности в себе. Правда, думал, что раз я моложе, то будет мною всю жизнь управлять и поучать. Так не получилось. Сейчас образ Артура с нами. Внуки любят его по моим рассказам. У нас много смешных историй про него. — Например? — Один человек долго и занудно жаловался на жизнь. На самом деле никакой трагедии у него не было. Просто это была мелкая личность. Артур слушал его, слушал, а потом сказал: «Милый, кто же тебе так заср… глаза, что ты ничего хорошего вокруг не замечаешь?» Свою популярность Артмане чувствовала, пожалуй, лишь тогда, когда шла с детьми по улицам. Ее узнавали, останавливали. — И я в детстве почему-то страшно этого стыдилась, — говорит дочь Вии Кристиана. Кристиана Димитерс сегодня известный в Латвии художник. Занимается живописью, рисует мультфильмы, создает инсталляции и обложки журналов. Ее дочь Берта занимается в училище прикладного искусства. Сын Вии Каспар тоже не стал продолжать актерскую династию. Он писал песни, стихи, пел под гитару. А потом случилась беда… Болезненное пристрастие к алкоголю чуть не отняло у него жизнь. Вия не любит говорить об этом времени, но именно она спасла сына. Сейчас Каспар восстанавливает разрушенные церкви, работает как художник, каменщик и плотник. Несколько лет назад он принял православие. Вслед за ним в эту веру перешли все члены семьи. В том числе и Вия. Ее новое имя после крещения — Елизавета. — Мне нравится часами слушать слова православных молитв и церковное пение. Думаю, что именно вера помогла мне выкарабкаться из тяжелых болезней, — говорит Артмане. У Каспара двое сыновей. Старший уже сделал Вию прабабушкой, а младший известен тем, что в свои 9 лет выпустил целую книгу стихов хайку. В июле на латышском языке должна выйти автобиографическая книга Артмане. — Я волнуюсь. А вдруг то, о чем я написала, никому не интересно? Мы молчим, смотрим, как моросит за окном дождь. — В августе у вас юбилей — 75 лет. Пройден длинный путь, были слава, почет, карьера. Что в жизни для вас главное? — Совесть… И чистота. В душе, быту, отношениях. Наталья БОЯРКИНА, Рига Сайт: Аргументы И Факты Когда-то маленькая латышская школьница хотела стать юристом: "Чтобы наказывать злых людей и оправдывать добрых". Но еще больше ее увлекал мир театра и кино - там были волшебство, красота, торжествовала справедливость. Она даже не подозревала, как легко ее впустят в круг актеров и простая девчонка Алида превратится в чарующую звезду - любимицу огромной страны Вию Артмане Анна была на последнем месяце беременности, когда собралась идти по воду к колодцу. И только набрала она полные ведра и отошла от сруба, как с грохотом рухнул навес. Женщина закричала, из дома выскочил муж, кинулся поднимать сколоченную из тяжелых досок крышу. Позже врачи констатировали: "Такой молодой, всего 19 лет, но надорвался и повредил важные органы". Через несколько дней Франц скончался. А спустя четыре месяца, 21 августа 1929 года, у него родилась дочь Алида. Молодая вдова одна воспитывала девочку - попытка создать новую семью не удалась, избранник оказался пьющим и грубым. Анна не выдержала, ушла куда глаза глядят. Работала батрачкой у богатых крестьян, а дочка была предоставлена сама себе. Мастерила кукол, придумывала сказочные истории. В 10 лет матери пришлось "устроить" ее на работу - пасти коров. Пять лет Алида ходила по полям с хворостиной за стадом. Мечта стать актрисой все больше становилась целью ее жизни. Мать хотела, чтобы профессия Из пастушек - в актрисыдочери была солиднее, уговаривала идти в юристы. Но Алида уехала в Ригу и поступила в драматическую студию при Художественном Театре имени Я. Райниса. Здесь она поменяла имя на более звучное - Вия. Красивую и талантливую студентку особенно выделял основатель этой знаменитой труппы Эдуард Смильгис. "Он воспитывал в нас артистическую самостоятельность, умение мыслить на сцене", - вспоминает Вия Артмане. В 1949 году она стала актрисой Театра имени Я. Райниса. Очаровательная негодяйкаТак актриса определяет характер своей любимой героини актрисы Джулии, сыгранной ею уже почти тридцать лет спустя в знаменитом фильме "Театр". "Такую женщину каждый мужчина хотел бы иметь рядом. Хотя она негодяйка, но очаровательная. Прежде всего Джулия - человек очень честный по отношению к себе, к своим недостаткам, и в этом ее прелесть. Она честно анализирует себя, свои проделки, романы, при этом она очень изысканная и, я думаю, ранимая", - говорит Артмане о роли, в которую вложила много личного, пережитого на сцене и в жизни. В самом начале актерского пути она зарекомендовала себя как актриса классического репертуара. Играла Джульетту, Офелию, создала образы лирических героинь, исполненных внутренней чистоты и силы в пьесах латышских драматургов. Но Вия очень хотела играть роли современных женщин с настоящими драматическими переживаниями, с разочарованиями и взлетами. Ей повезло в кино. Артмане дебютировала в 1956 году в фильме "После шторма". Но настоящей звездой всесоюзного масштаба латышскую актрису сделал фильм "Родная кровь", в котором она снималась с Евгением Матвеевым. В этой мелодраме, ставшей любимой картиной всех народов СССР, героиня по имени Соня - паромщица, мать нескольких детей, - была женственной, искренней, жизненно достоверной. Лаконично и сдержанно Вия Артмане сумела выразить сложный сплав чувств, тончайшие оттенки настроений этой простой женщины. Потом была роль в этапном фильме для литовского кинематографа - "Никто не хотел умирать" (1966 год). В 1966 году еще одна удача - любовная драма "Эдгар и Кристина". Эти работы сделали Артмане любимой актрисой миллионов людей, ей писали письма, обращаясь как к родному человеку. В советские времена на родине народную артистку СССР Вию Артмане именовали гордым именем "Мать-Латвия". Поворот судьбыПосле распада СССР жизнь Вии Артмане стала очень непростой. Отношение к ней в независимой Латвии было почти враждебным - обвиняли в том, что состояла кандидатом в члены ЦК Компартии, снималась в России. Она ушла из театра, в котором проработала пятьдесят лет, в Рижский молодежный театр. Дом, в котором Артмане прожила более сорока лет, передали бывшему владельцу, оставив актрису без жилья. В результате - два инсульта и инфаркт. Ей предлагали переехать в Москву, но она осталась на родине. После гневной статьи ее сына "Сколько стоит Вия Артмане?" заслуги актрисы начали признавать. Ей предоставили квартиру. В 1999 году вручили премию за "Вклад в искусство театра и кино" со словами: "Ваш век актрисы является выдающимся, ярким путем звезды, который может дать многое и другим". У Вии Артмане сын - известный композитор, дочь - художник. Сейчас она почти не снимается и редко выходит на сцену. Елизавета Тренева Опубликовано в РГ (Неделя) N3549 от 13 августа 2004 г. http://www.rg.ru/2004/08/13/artmane.html Cын Вии Артмане поэт и певец Каспарс Димитерс.

Chandra: Вию Артмане очень жалко. Вчера краешком увидела по "культуре" интервью с ней - где-то в последние годы в её доме на побережье, который достался ей после смерти какого-то деятеля культуры - то ли артиста , то ли композитора - не помню. Ну что-то типа государственной дачи. Дом этот зимой отапливался крокотной печуркой, то есть актриса фактически зимовала в холоде. Журналистка сделал на этом акцент и стало немного обидно. Вообще она была ужасно трогательна, благородная, интеллигентная старость, по-прежнему красивая. И немножко беспомощная. Когда она сказала "Я устала" - я чуть не заплакала.

Rina: По этой ссылке на YouTube можно посмотреть фрагмент из фильма "Обидеть королеву". http://ru.youtube.com/watch?v=Nau5265BPqQ


Chandra: Для меня любимый фильм и любимая роль её в нём - "Театр" конечно. Могу смотреть бесконечно. Он вдохновлял меня как женщину ещё в мои 25, что уж теперь говорить!

Rina: Для меня этот фильм тоже стоит в разделе "Избранное", как и "Сага". В нем все так органично, и такое ощущение, что Джулия Ламберт - это ипостась Вии Артмане. Когда В 90-е годы специально для Татьяны Шмыги ее муж, композитор и дирижер А. Крамер написал оперетту "Джулия Ламберт", то мы с дочкой побежали смотреть. В одной из рецензий тогда было написано: " «Театр — мой дом», — поет Джулия. И слушатель понимает, что Джулию и исполнительницу этой роли Шмыгу объединяет одно — они не мыслят своей жизни без театра Спектакль — гимн актрисе, гимн женщине, гимн женской красоте и таланту". Но при всем поклонении перед талантом Татьяны Ивановны, которую обожала еще моя мама, должна признать, что это все оказалось весьма вторично по сравнению с Артмане, не говоря уже о музыке и всем остальном.

Rina: Передача, посвященная памяти Вии Артмане на радио "Культура" в рубрике "Мой серебряный шар" http://www.cultradio.ru/audio.html?id=198954&type=rnews



полная версия страницы