Форум » Кинематограф, театр » Юбилей Отара Иоселиани » Ответить

Юбилей Отара Иоселиани

Rina: Грузинскому кинорежиссёру Отару Иоселиани, проживающему во Франции, 2 февраля исполнилось 75 лет. Отар Иоселиани — создатель таких фильмов как "Листопад", "Жил-был певчий дрозд", "Фавориты луны", "Охота на бабочек", In Vino veritas!, "Сады осенью" и других. Его фильмы награждены престижными призами международных кинофестивалей, передает "Радио Свобода". На право назвать его "своим режиссером" претендуют сразу три государства: Грузия, Россия и Франция, но Отар Иоселиани уверен, что творчество не имеет границ. "Я снимаю свой мир и свое кино", – говорит режиссер. Он, как и прежде, продолжает плодотворно работать, сохраняя при этом верность себе и своей кинематографической теме, словно и не было в его жизни смены эпох и места жительства. Свободный художник, ни капли не растерявший умения видеть красоту и отстаивать ее значимость, сообщает портал телеканала "Культура". Отар Иоселиани родился 2 февраля 1934 года в Тбилиси. Его отца, офицера царской армии, репрессировали, и воспитанием его занимались мать, окончившая школу благородных девиц, бабушка и тетя. "Я был очень нерадивым в детстве. Единственной заботой окружающих меня дам было, чтобы я получил хоть какое-нибудь образование. Поэтому они окружили меня репетиторами практически по всем предметам. Мама также настояла, чтобы я занимался музыкой". Однажды увидев фильмы Джона Форда и Рене Клера, отличающиеся образом мышления от тех, что снимали тогда в СССР, Отар Иоселиани решил, что режиссура дело серьезное и не стал заниматься кинематографом сразу же, а поступил на механико-математический факультет МГУ. Во ВГИКе его учителями стали Александр Довженко и Михаил Чиаурели. Получив диплом, Иоселиани вернулся в Грузию и снял там "Листопад" и "Жил певчий дрозд", в которых Грузия показана с необыкновенной нежностью, а жестокость советского правительства с собой иронией. О своих фильмах, снятых в Советском Союзе, Иоселиани скажет: "Это документы той эпохи, которая уже никогда не вернется. Эпохи, которая канула в лету, а документы остались, чтобы показать, как жили в то время люди, – как они радовались, как печалились, чем дышали". В 1982 году режиссер стал эмигрантом, оказавшись в Париже. Героями его последних картин – "Фавориты луны", "Охота на бабочек", "Истина в вине" – стали французы, но у них грузинская душа. "Во Франции у меня нет необходимости избегать цензуры, но я по-прежнему продолжаю снимать притчи. Это удобно, ёмко и ближе к философствованию. Притча – это близкий моему сердцу метод, который я привез из Грузии. Это очень древняя форма выражения мысли. Всеобъемлющая модель, охватывающая целую гамму явлений" – отмечает Иоселиани, настоящий поэт экрана, нашедший свой ключ к тайне духовного единства человечества. Владимир Фридлянд http://www.estonia-today.info/ioseliani-otmechaet-yubilej-13051.html

Ответов - 4 новых

Rina: Перед открытием своей персональной выставки раскадровок, создатель фильмов "Пастораль", "Охота на бабочек", "Жил певчий дрозд" знаменитый Отар Иоселиани дал интервью корреспонденту "Известий". Автор: Анна Федина Сайт: Известия Статья: Граммофон, лампочка и телефон съели наше время Дата публикации: 01.04.2008 вопрос: Во Франции аналогичная ваша выставка уже проводилась. Чем она отличалась от московской? -ответ: Во Франции проектировали на стену раскадровки, а параллельно показывали соответствующие куски из фильмов. То есть сразу становилось понятно, что автор задумывал, а что в результате получилось. Такое наглядное пособие. В Москве выставка состоит из раскадровок и архивных фотографий, но смысл от этого не меняется: для меня продуманность проекта и верность ему - не пустой звук. Я не просто так рисую эти раскадровки. Там все очень подробно: вверху листа - мизансцены, внизу - схема передвижения актеров и камеры. Получается внутренний монтаж целого эпизода. Я на съемках, завершив очередную сцену, еле удерживаюсь, чтобы не разорвать лист, на котором был нарисован кадр. Все, дело сделано. Обратно не вернешься. в: По сути, эта выставка - попытка рассказать о том, как делается кино? -о: Хочется показать ту, невидимую зрителям, работу, которую проделывает каждый режиссер. На первый взгляд все просто: рождается идея, потом она воплощается в текст под названием сценарий, затем рисуются раскадровки и наконец начинаются съемки. Но тут есть хитрость: сценарий, как правило, не имеет отношения к тому, каким получится фильм. Сценарий пишется для того, чтобы соблазнить источник финансирования. Поэтому вы описываете свой замысел, но не прямо, а со всякими фиоритурами, чтобы, зная рассеянность, необразованность, неосведомленность продюсеров, наверняка добиться нужного результата. А получив денежки, вы забываете про сценарий и начинаете серьезно работать над проектом. Снимать кино - особая наука, и каждый осваивает ее по-своему. Причем я считаю, что советский режиссер и, например, голливудский режиссер - это совершенно разные профессии. В Советском Союзе режиссеру приходилось разрываться между собственным замыслом и требованиями цензуры. На Западе он разрывается между замыслом и публикой, которая обязательно должна посмотреть фильм, иначе проекту грозит крах. в: Вы тоже находитесь в такой ситуации? -о: Сейчас я, слава богу, делаю кино, не рассчитывая на кассовый успех. Это, пожалуй, третий тип режиссерской профессии. А при СССР я тоже старался обойти цензуру, чтобы снять "свое" кино. Но все равно картины запрещали. Хотя, надо признать, что некоторые чиновники относились к нам с уважением. Они нас иногда прикрывали, давали советы, как надо защищать свою работу. И благодаря этим людям "Апрель", "Листопад", "Жил певчий дрозд", "Пастораль" все-таки были сделаны. Они потом легли на полку, но замысел-то был осуществлен. в: Какие вам давали советы? -о: Например, как сформулировать идею фильма "Жил певчий дрозд", чтобы получить разрешение на съемки? Мне посоветовали написать, что это фильм о том, как не надо жить на этом свете. Помогло. Это как раз тот случай, когда сценарий помогает раздобыть денег на проект, а потом забывается. Еще одна хитрость заключается в том, как избежать впоследствии упреков, будто бы ты отступил от сценария. У меня все фильмы сняты точно по тексту, другой вопрос, что на бумаге невозможно предсказать, в каких образах воплотятся написанные слова. Вот я и снимал, как мне казалось нужным. А потом фильмы запрещали. в: С какой формулировкой? -о: "В ваших фильмах нет никаких признаков существования советской власти. Ладно, была бы антисоветчина, но у вас даже намека на социализм нет. Вы что, нас не замечаете?" Такова была официальная формулировка, а вообще они понимали, что если такие фильмы, как "Жил певчий дрозд", выпускать на широкий экран, это будет крайне дурной пример для подражания. в: Вы сказали, что думать о коммерческом успехе картин вам не нужно. В чем для вас сейчас заключается главная трудность режиссерской профессии? -о: Придумать картину. А мешать мне никто не будет, потому что все ко мне уже привыкли. Продюсеры знают, что толку от меня не добьешься и денег на мне не заработаешь, но все равно дают мне средства, потому что во Франции искусство считается национальным достоянием. Я, конечно, не сравниваю себя с великими классиками, но, например, произведения Рабле никто не читает. Они просто есть, и этого достаточно. Примерно так же относятся и к моим фильмам: хорошо, что они есть, пусть себе лежат, вдруг кому-нибудь пригодятся. в: Получается, что при СССР вы работали в стол из-за цензуры, а сейчас - из-за нелюбопытства зрителей? -о: Можно сказать и так. Цензура в СССР была прозорлива и не выпускала мои фильмы, иначе в то время на них ходили бы толпы. Советским зрителям не хватало такого кино. А во Франции цензуру осуществляет не группа чиновников, а зритель, воспитанный на телевидении и голливудских боевиках. Если показать ему Жака Тати, он просто сойдет с ума. А взрослые люди, которым адресованы мои фильмы и фильмы моих товарищей, просто не ходят в кино. Кинематограф потерял для них репутацию. Поди, отыщи в океане подделок две-три приличные вещи. в: Что вас сейчас чаще всего тревожит? -о: Меня расстраивает то, что мы утратили способность жить спокойно: писать акварели, играть на фортепьяно, принимать гостей, вести дневники, устраивать пикники. Почему у нас не хватает на все это времени? Почему я не могу прийти к человеку без предварительного звонка и быть уверен, что он будет мне рад? Чем все так заняты? Пушкин, Мусоргский, Маяковский тоже работали как безумные, но у них оставалось время на общение с людьми, развлечения, светскую жизнь, даже на пьянство. А потом этот наглец и безобразник Эдисон все испортил: граммофон, лампочка, телефон - это ужасные изобретения. Они съели у нас время. Я еще помню времена, когда писал письма, неспешно работал, у меня был досуг, а потом я уехал на технически оснащенный Запад, и часы, дни, годы стали утекать сквозь пальцы.

Alex: Rina пишет: А потом этот наглец и безобразник Эдисон все испортил: граммофон, лампочка, телефон - это ужасные изобретения. Они съели у нас время. Это точно))) Замечательное интервью) Я посмотрела про него передачу два дня назад!

Chandra: Это один из самых моих любимых режиссёров!!! наблюдаю за ним с молодости, с самых его ранних черно-белых фильмов - "Пастораль" и прочее. Самый любимый фильм - "Охота на бабочек!". Могу смотреть бесконечно!Все почти его фильмы у меня записаны на кассеты, сейчас оцифровываю. Всех призываю в клуб почитателей Отара Иоселиани!


Chandra: тема перенесена http://ultrafiolet.forum2x2.ru/forum-f11/tema-t221.htm#2454



полная версия страницы