Форум » Кинематограф, театр » Мюнгхаузен покинул нас » Ответить

Мюнгхаузен покинул нас

Chandra: Умер выдающийся актер Олег Янковский В одной из московских клиник скончался выдающийся актер Олег Янковский. В течение длительного времени О.Янковский страдал раком поджелудочной железы. Прощание с артистом и похороны, предположительно, состоятся в пятницу, 22 мая. О.Янковский родился в 1944г. По окончании Саратовского театрального училища он был принят в Саратовский драматический театр, где работал с 1967г. по 1973г. После талантливо исполненной на сцене роли князя Мышкина в "Идиоте" артист получил приглашение в Театр им. Ленинского комсомола (ныне Ленком), где играл до последнего времени. О.Янковский был занят в спектаклях: "В списках не значился", "Ясновидящий", "Оптимистическая трагедия", "Гамлет", "Школа для эмигрантов", "Чайка", "Варвар и еретик", "Шут Балакирев", "Женитьба" и многих других. Снялся в десятках кинофильмов, наиболее известные из которых - "Полеты во сне и наяву", "Мой ласковый и нежный зверь", "Зеркало", "Ностальгия", "Крейцерова соната", "Обыкновенное чудо" и др. Олег Янковский - народный артист СССР (1991г.), лауреат премии Ленинского комсомола (1977г.), лауреат Государственной премии СССР (1987г.), лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1989г.) 20 мая 2009г. источник

Ответов - 6

Robi: Эпоха масштабов уходит в небытие вместе с людьми его олицетворяющими...

Chandra: Да. Это невыразимо печально.

Rina:


Robi: !

Rina: Ностальгия по Янковскому Марина Давыдова, "Известия" Совсем недавно мы праздновали 65-летие Олега Ивановича. Было известно, что он тяжело болен, но человек не перестает надеяться на чудо. И в театре не переставали. Сам же Янковский до конца верил в спасительную силу театра. На сцене он во всех смыслах преображался. Это ведь не просто легенда, это установленный факт - сцена порой врачует. Вот артист совершает на подмостках невероятные кульбиты и на пределе голосовых связок доказывает что-то своим драматургическим оппонентам. По окончании спектакля за кулисами он говорит осипшим голосом - у него сильнейшая простуда. И едва ходит - три дня тому назад случилось растяжение связок... Олег Янковский, самозабвенно служивший театру вообще и "Ленкому" в особенности, не мог не знать об этой поразительной, мобилизующей жизненные ресурсы организма силе театра. Для него было важно не просто работать до последнего вздоха. Было важно вдыхать в грудь живительный воздух кулис. В канун своего юбилея он вышел на сцену в гоголевской "Женитьбе". Болезнь выдавала лишь непривычная даже для него худоба. В остальном Янковский остался все тем же Янковским - прекрасным артистом со своей темой и своей интонацией. Роль Жевакина вроде бы не была самой важной в его послужном списке. Его талант был не очень расположен к бурлеску, который в этом бенефисном спектакле по Гоголю буквально бьет ключом. Но Янковский, похоже, и не пытался вписываться в бурлеск. Он привнес в комедию Гоголя свою драматическую ноту. Его Жевакин как-то трогательно подшаркивал, застенчиво, словно бы стирая слезу, тер основание носа. В нем не было напора, присущего прочим обитателям "ленкомовского" водевильного абсурда. В этом громком спектакле он играл тихо и проникновенно. Он вообще обладал уникальной способностью отрешенно и сосредоточенно молчать на сцене. И особенно - молчать в кадре. Застыть, задуматься, замереть... Эмоционально говорить, хлопотать лицом, выразительно страдать умеют и другие. Артист вообще запоминается обычно в динамике - комической или трагической. Янковский принадлежал к числу уникальных лицедеев, которых запоминаешь в статике. Его молчание никогда не казалось паузой, но почти всегда - моментом истины. Эту уникальную особенность артиста счастливо угадал Андрей Тарковский, пригласивший его в свои фильмы дважды. Первый раз - в "Зеркало", где явно понадобилась фактура молодого Янковского, поразительно похожего на Тарковского-старшего. Второй раз - в "Ностальгию", где Янковский-Горчаков через большое продуваемое сырым ветром пространство нес свечу. В том, как молчаливо и сосредоточенно смотрел он на пламя этой свечи, сказалось его удивительное умение являть на экране предельную концентрацию внутренней жизни. Именно вдумчивое и неспешное вглядывание в себя самого и стало, пожалуй, главным его актерским открытием. Трудно поверить, но выбор театральной стези был для Янковского почти случайным. Он ведь и в театральном-то институте оказался по комическому недоразумению - заглянул туда ненароком и узнал, что его фамилия значится в списке зачисленных на актерский факультет: оказывается его брат, не сказав никому ни слова, успешно сдал экзамены. Вот Янковский и стал учиться вместо брата, никак поначалу не обнаруживая своего редкого дара, зато поражая окружающих своей фактурой. "Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша", - сказала в одном из кафе города Львова Владимиру Басову его жена. Басов искал артиста на роль Шварцкопфа в "Щите и мече" и отреагировал весьма характерным образом: "Но он наверняка какой-нибудь физик или филолог". Артисты с такими умными лицами и тогда (да, впрочем, и теперь) встречались редко. Благородство облика (сын сгинувшего в лагерях бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка Ивана Павловича Янковского и впрямь обладал какой-то особенной статью) будет потом часто и порой бессмысленно использовать кинематограф, поручая ему роли подтянутых офицеров. Но Янковский был достаточно умен и целен, чтобы независимо от превратностей актерской судьбы воплотить в театре и кино то, что должен был воплотить, - саморефлексию, всеразъедающую меланхолию, умение пристально вглядеться в себя... Лучше всего и чаще всего он играл порядочного человека, больного своей порядочностью. Образы негодяев - от жуткого шварцевского Дракона до среднестатистического советского мерзавца из "Мы, нижеподписавшиеся" - скорее обозначали широкий диапазон его актерских возможностей, чем описывали главную тему. А тема сквозит почти везде, где может сквозить, - от ролей офицеров до ролей страдающих интеллигентов. От барона Мюнхгаузена до В.И. Ленина, который в его исполнении и в полном соответствии с трактовкой Марка Захарова и Михаила Шатрова становился воплощением порядочности и ответственности. Поразительно, но даже в его комическом, жалком, пообносившемся Жевакине, выходившем на сцену в кургузом сюртучке, чувствовалось желание из последних (ну, может, предпоследних) сил сохранить посреди всеобщей вакханалии хоть малую толику совестливого благородства. При любых, самых невероятных обстоятельствах Янковский, как Горчаков - ту самую свечу, нес свою главную тему. Вот и последняя его роль в кино - митрополит Филипп в фильме Павла Лунгина "Царь" - тоже продолжает ее. Теперь можно с горечью написать - завершает. Свеча погасла. Церемония прощания с Олегом Янковским состоится в пятницу, 22 мая, в театре "Ленком" в 11 утра. Отпевание пройдет в храме Николая Чудотворца в Хамовниках. Похоронят актера на Новодевичьем кладбище. http://www.izvestia.ru/person/article3128647/

Chandra: Ребят. я плачу...



полная версия страницы