Форум » Кинематограф, театр » Жозефина Беккер - Черная Венера французского Сопротивления » Ответить

Жозефина Беккер - Черная Венера французского Сопротивления

Chandra: Не очень давно смотрела по культуре фильм про королеву чарльстона Жозефину Беккер, заинтересовалась - всё хотела поискать в сети, наконец сделала это. Впечатляющие кадры на ютубе нашлис Антифашистский мотив №1(18) Из истории Сопротивления Черная Венера французского Сопротивления Возможно, многие удивятся, увидев имя Жозефин Бэкер в рубрике “История Сопротивления”. Между тем без преувеличения можно сказать, что вся ее жизнь стала редким примером Сопротивления, причем именно с большой буквы. Участие в 1940–1944 годах во французском Сопротивлении — не яркая вспышка героизма, а логическая деталь всей ее удивительной биографии. “Жозефин Бэкер?— скажут одни. — Та самая „Черная Венера“, что плясала нагая на сценах парижских кабаре? Жозефин Бэкер? Та самая, что своей шокирующе неприкрытой сексуальностью кружила головы Эрнсту Хемингуэю, Пабло Пикассо и многим, многим другим?” Может, кое-кто вспомнит и то, что за свою жизнь она была замужем шесть раз, причем один из ее мужей дрался из-за нее на дуэли с венгерским кавалеристом, а один отвергнутый поклонник покончил с собой у ее ног… Некоторые вспомнят о двенадцати усыновленных сиротах разных национальностей, семье Бэкер, названной ею “Племенем Радуги”. http://tumbalalaika.memo.ru/articles/artn18(1)/n18_10.htm

Ответов - 7

Chandra: Выступление на встрече Международной Лиги против антисемитизма Многие из этих сплетен получили широкую известность. Куда менее известно, что за редкой красотой и шокирующем поведением знаменитой певицы и танцовщицы, удерживавшей французскую сцену 50 лет, скрывалось незаурядное гражданское мужество, непримиримая душа человека, всю свою жизнь боровшегося с расовой нетерпимостью и любыми другими формами дискриминации.

Chandra: Фреда Жозефин Мак-Дональд, которой предстояло стать первой черной артисткой, завоевавшей мировую популярность и диктовавшей свои условия знаменитейшим залам Европы и Америки, родилась в 1906 году в городе Сент-Луис штата Миссури (США), в труднопредставимой бедности негритянского квартала начала века. Ее родители, прачка Кэрри Мак-Дональд и барабанщик Эдди Карсон, не были женаты. Мать, не в силах поддерживать себя и четырех детей, отдала девочку прислугой в дом белых господ. Жозефине было тогда 8 лет. Расизм, от которого некуда было скрыться, четкое и непреодолимое деление мира на черных и белых, вызывали, по воспоминанием артистки, ее решительный и вполне осознанный протест с малых лет. В 12 лет она стала свидетельницей страшного Сент-Луисского погрома, унесшего жизни множества чернокожих обитателей города; десятки домов были сожжены. Рано проявившийся музыкальный талант дал ей новую форму заработка, она стала петь и танцевать на улицах Сент-Луиса, хотя эти гроши не спасали от голода. Примерно в это время, лет в 13, она вышла замуж в первый раз, однако ненадолго, а в 15 лет вступила в брак с Вильямом Ховардом Бэкером, чье имя и носила до конца жизни. Однако и этот союз был недолгим; она покинула Сент-Луис с труппой бродячих артистов “Дикси Степперс”, унося с собой воспоминания о рано закончившемся невеселом детстве и ненависть к сегрегации. Поворотным в ее судьбе стало участие в 1921 году в первом “черном” мюзикле Бродвея, в котором ей с трудом удалось получить клоунскую роль девочки-“тридцать три несчастья”. Причина первоначального отказа была сформулирована четко: слишком мелкая, слишком черная, слишком тощая. Значительный успех ее нелепой роли и расцветшая красота молодой девушки привели четырьмя годами позже к приглашению участвовать в Париже в шоу “La Revue Negre”. С Францией связана вся ее дальнейшая судьба, именно там пришли к ней слава, признание, актерский и гражданский почет. Начав в “La Revue Negre” с немедленно завоевавшего у французов популярность “Танца дикаря”, в котором ее тело лишь слегка прикрывали ожерелья из перьев, и произведя фурор в “Folies bergere”, где она исполнила в 1925 году “Банановый танец” (на этот раз единственным одеянием стали связки бананов вокруг пояса), Жозефин Бэкер сразу определила свое уникальное место на французской сцене. В это же время она снялась в ряде немых фильмов, а в середине 30-х попробовала свои силы и в звуковом кино (наибольшую известность получил фильм “Принцесса Там-Там”). Однако за ошеломляющим успехом стояла постоянная, ежеминутная борьба — за право быть звездой и иметь при этом черную кожу, за то, чту петь, как танцевать, и главное — перед кем выступать и, при этом, кaк быть принятой. Революционной, воистину новаторской для 20-х годов, была не только ее манера исполнения, ее, можно сказать, настойчивая нагота, впервые открывшая французской публике африканскую красоту и покорившая самые чопорные сердца. Именно Жозефин Бэкер подарила Франции и ввела в широкое употребление американские и африканские ритмы, новую для Европы африканскую пластику, новую манеру пения. Ее джаз был каким угодно, но только не традиционным! Как будто в отместку за кривлянье перед равнодушной публикой Сент-Луиса ее детства, Бэкер преступала все новые и новые границы, ломала все новые стереотипы… и каждый раз, после бурного, но недолгого сопротивления, публика встречала все на ура! Страсть и юмор, обличительный пафос и комедия уживались в ней и на сцене, и в личной жизни. Ее бесчисленные любовные похождения привлекали к себе столько же внимания, сколько и любимый леопард Чикита, которого она выгуливала на парижских улицах, и другие удивительные питомцы, составлявшие маленький зверинец. Но с трудом завоеванный успех касался лишь Европы. Тщательно подготовленные американские гастроли 1936 года с очевидностью показали, насколько не готова была публика Штатов к появлению рафинированной “черной” звезды на “белой” сцене. Практически все рецензии “белых” изданий были негативными. Вернувшись во Францию, Жозефин Бэкер отказалась от американского подданства и в 1937 году стала гражданкой Франции. Во время оккупации Франции нацистами множество стран с радостью приняли бы чернокожую беженку. Однако, несмотря на хорошо известные ей расовые законы Третьего рейха, Жозефин Бэкер осталась в стране, гражданством которой она гордилась. Она примкнула к французскому Сопротивлению и работала в нем с 1940 по 1944 год. Актриса добывала секретные сведения для “Армии Теней”, работала связной между отдельными группами партизан, ездила шофером на партизанской машине скорой помощи. За участие в ряде сложных операций она получила звание сержанта Французской армии и после войны была награждена медалью “За Сопротивление”, а в 1961 году — знаком Почетного Легиона. После 1945 года Жозефина опять стала гастролировать, но несравнимо меньше, чем до войны: большую часть ее времени занимали гуманитарные проекты. Она помогала беженцам и переселенцам, устраивала школы. Вскоре после войны Жозефин Бэкер снова отправилась в Америку. На этот раз ее восторженно встретило афро-американское сообщество, приветствовавшее ее огромный вклад в Движение за гражданские права (Civil Rights Movement). Во время своих турне по Америке Бэкер отказывалась выступать в клубах и останавливаться в гостиницах, практиковавших сегрегацию, то есть разделение на черных и белых (а таких мест в Америке начала 1950-х все еще было очень много). В 1951 году за свою антирасистскую деятельность она была выбрана Национальной ассоциацией продвижения цветных людей (NAАCP) “Самой выдающейся женщиной года”. В 1963 году певица участвовала в знаменитом Марше на Вашингтон под предводительством Мартина Лютера Кинга, и в том же году она дала гигантский концерт в Карнеги Холле в пользу Студенческого ненасильственного координационного комитета (SNCC) и Конгресса за расовое равенство (CORE). После того как Жозефин Бэкер потеряла после неудачной беременности ребенка, выяснилось, что она никогда не сможет иметь своих детей. И тогда ей удалось в какой-то мере реализовать одну из своих утопий: она объединила в своей семье 12 детей-сирот разных кровей и национальностей, вырванных с ее помощью из сложнейших жизненных ситуаций. Десять сыновей и две дочери были приняты ею с 1954 по 1965 года в “Племя Радуги”, ставшее гордостью и смыслом ее жизни. Все это удивительное семейство поселилось в “Les Millandes”, французском зaмке Жозефин Бэкер, сразу ставшем легендой (и в наши дни он привлекает толпы туристов). В 1968 году она официально ушла со сцены, чтобы посвятить себя семье. http://tumbalalaika.memo.ru/articles/artn18(1)/n18_10.htm

Chandra:


Chandra:

Chandra: Племя Радуги" Оказалось, однако, что более чем солидное состояние быстро иссякло и поддерживать огромную семью на привычном ей уровне и без посторонней помощи Бэкер не может. Не последнюю роль в этом сыграли многочисленные и дорогостоящие благотворительные проекты, значитель-ная финансовая поддержка Движения за гражданские права и необыкновенная щедрость певицы. Да и двенадцать детей — это стоит немало! Сбережения быстро таяли, и в 1967 году за долги зaмок был забран. Вся семья осталась без крова. Прослышав о беде Жозефин Бэкер, принцесса Монако Грейс, большая почитательница ее таланта, подарила “Племени Радуги” маленькую виллу в своей стране. Это нисколько не было похоже на утраченную роскошь французского “шатo”, но это был выход, и Жозефин Бэкер переехала в Монако. Началась странная жизнь: всемирное признание сочеталось с настоящей бедностью. По слухам, потеряв дом и из милости получив виллу в Монако, неузнаваемая без грима “Черная Венера” просила на французских улицах подаяние для своих детей. Не очень правдоподобно? Конечно, но согласитесь, что в ее жизни вообще было мало правдоподобного… Несмотря на всю выносливость и силу характера Жозефин Бэкер, у нее стало сдавать здоровье. Два инфаркта и инсульт остались почти не замеченными широкой публикой: настолько потрясающе она выглядела на сцене в ставших редкими выступлениях. 1973 год ознаменовался для Бэкер еще одним турне по Америке, и на этот раз ей не приходилось жаловаться на прием. Тем не менее снова часть публики отвернулась от нее, на этот раз… афро-американцы. Последовательный борец против любой формы расового или этнического разделения людей, чернокожая певица выступила с резкой критикой некоторых сепаратистских, на ее взгляд, установок Движения Черной силы (Black Power Movement), сильно разочаровав своих наиболее радикально настроенных поклонников. Одной из ярчайших вспышек в последние годы творческой жизни Жозефин Бэкер стал в 1974 году летний бал ее благодетельницы, принцессы Монако Грейс, приглашение которой отклонить было невозможно. Это выступление произвело настоящую сенсацию. 68-летняя актриса представляла зрителям в блестящем остроумном шоу “Вечер с Жозефин” всю свою жизнь. Главная автобиографическая роль мюзикла стала лебединой песней предчувствовавшей близкий конец Жозефин Бэкер. В апреле 1975 года в ознаменование 50-летия творческой жизни на французской сцене Бэкер подготовила гала-концерт в Париже, отмечавший и славный юбилей, и первое представление “Вечера с Жозефин” во Франции. Билеты на этот и все следующие спектакли были распроданы за несколько месяцев вперед, а за входными билетами тянулись километровые очереди. Такого ажиотажа Париж не видел давно! Открывавший плеяду вечеров гала-концерт прошел с сумасшедшим успехом. Вся пресса шумела о неувядающей красоте, энергии и таланте “истинной француженки”. Грустный, но достойный конец Артиста: четыре дня спустя, утром 10 апреля, Жозефин Бэкер нашли в состоянии комы, наступившей от сильнейшего кровоизлияния в мозг. Она умерла через два дня, не приходя в сознание. 20 тысяч поклонников таланта, обаяния и гражданского мужества Жозефин Бэкер участвовали в прощании с певицей в Париже. Хоронили ее в Монако. Бесстрашие и юмор, талант и редкая принципиальность “самой красивой женщины мира” (Эрнст Хемингуэй) с “улыбкой, заставляющей меркнуть все улыбки мира” (Пабло Пикассо), ее удивительная судьба до сих пор волнуют многих. Однако удивительный, почти сказочный взлет, ослепительный успех и “огни рампы” порой заслоняют каждодневную упорную борьбу, которую вела Жозефин Бэкер. В начале — за собственное выживание и творческую реализацию, потом все более и более — за права людей, за мир без насилия, за помощь беженцам и обездоленным всех кровей, наконец, просто за человеческое достоинство. Ё. Ж. http://tumbalalaika.memo.ru/articles/artn18(1)/n18_10.htm

Chandra:

Chandra: много фоток и материала в ЖЖ



полная версия страницы