Форум » Путешествия » Самарский модерн и прочая старина » Ответить

Самарский модерн и прочая старина

Chandra: Пора хоть краем глаза вам взглянуть на старый купеческий город. Хотя старины здесь не так уж много сохранилось. Конечно, наша гордость - несколько образчиков неплохого модерна. Может в сравнении с Барселоной или Ригой он вам покажется очень провинциальным - ну так что ж, в этом и заключается его особенная прелесть! Отель "Бристоль-Жигули". Построен в конце 19 века, перестроен М.И. Квятковским в 1908-09 годах -очень милое зданьице с масками и богатой лепниной ( конечно лианы). Здание Крестьянского банка. 1912 г архитектор А.И. фон ГОген Весьма хороший образец северного модерна. Сейчас здесь, впрочем давно уже, первый корпус Политехнического института ( теперь он вроде академией именуется, но я на это не обращаю внимания:)))

Ответов - 6

Chandra: особняк Новокрещёнова. Архитектор вроде бы опять Квятковский, хотя авторство под вопросом. Чудо чудное, совершенно крохотный домик, в еропейских странах можно встретить нечто подобное интимное, наше конечно вслед за ними строилось. Особняк Курлиной,1903 г. Архитектор Зеленко. Это жемчужина самарского модерна, хотя и явная реминисценция особняка Рябушинского в Москве.Среди самарских памятников в то же время самый многострадальный. не везёт ему, хотя м устроили в нём краеведческий музей - шику ему это не прибавило.А ведь там бесподобная лепнина была и ограда из бабочек. эта нимфа внутри на плафоне А это ворота- бабочки особняка Курлиной моё неудачное фото, они лучше смотрятся, когда решётка просвечивает.Чё-то с фотографиями плохо, пришлось поискать в интернете, благо, знаю, что ищу:)))

Chandra: Так называемый "Дом с бабочками", а вообще - Доходный дом Нуйчева, архитектор Г.Н. Мошков Бабочки пластичные и вязкие, настоящие модерновые мотыльки. И что странно - они чередуются с огромными слоновьими головами. они и сами огромные, как слоны.

Chandra: Чудесный пост из ЖЖ Самара - родина слонов Удивительно, но этот оригинальнейший памятник, способный быть одним из символов города, сегодня прозябает в безвестности за металлическим забором впритирку к промзоне, в окружении бурьяна и кустов. Дача предпринимателя, художника, коллекционера и путешественника К.П.Головкина построена в 1908-1909 гг. архитектором В.В.Тёпфером по замыслу заказчика. Это здание, уже само по себе, без слонов, для русской архитектуры начала ХХ в. очень нетипично. Его стилистика тяготеет к венскому сецессиону, причем, не на привычном для российской провинции декоративном уровне (веночки-цветочки-полосочки и т.п.), а в целом. Это касается и соседства модерновых мотивов с неоклассическими, и общего геометризма форм, предвосхищающего отчасти конструктивизм. К сожалению, многие декоративные элементы в советское время утрачены. При реставрации в 80-е годы кое-что было восстановлено, но далеко не всё. Отделка интерьеров полностью уничтожена пожаром. Сейчас здание находится на балансе Водоканала, при этом фактически пустует и иногда сдается для проведения банкетов. Входа на территорию, за забор, нет, поэтому невозможно снять скульптуру женщины с цветами (она воспроизведена в альбоме "Русский модерн" Г.Ю.Стернина и Е.А.Борисовой, там же фото дачи до реставрации). Слоны воспринимаются полным сюром, когда вдруг становятся видны из-за угла. Они стоят перед главным фасадом, обращенным к Волге, но спуск к реке ныне совершенно зарос. Фасад дачи, выходящий к улице (остекление веранды современное) Боковой фасад дачи наиболее "авангарден" А вот как это выглядело раньше. К сожалению, такое качество у оригинала. Наверху башни была скульптура(здесь ее почти невозможно различить). Веранда была открытой Голвкин, видимо, был жадным, и слоны у него жили впроголодь (при ближайшем рассмотрении оказывается, что слонячий экстерьер не задался). ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ: найти дачу не очень просто, о ней мало кто знает. Находится она в самом конце улицы Советской армии, на взгорочке (улица упирается как раз в ворота Водоканала). источник От себя добавлю, что с Волги прекрасно смотрятся, когда на пароходике плывёшь.


Chandra: ещё интригующая инфа оттуда же: Слоны сделаны из особым способом приготовленного гипса на металлическом каркасе. Высотой в 7 метров, а по фото и не скажешь, думала, как пуделя гдето. Купец первой гильдии Головкин специально их над Волгой поставил: чтоб все, проплывающие мимо, офигевали. В 1914 г. Константин, даром что купец, передает дачу под сиротинец. После революции на даче разместились красноармейцы. Наверняка на бивнях портянки сушили. Вторая мировая - на даче живут эвакуированные из Москвы чиновники ЦК партии. Вот им слоны не понравились - чай не дети. Не по-советски это как-то - слонов выставлять на обозрение. Снести бы. Потом там был луб самарского водоканала, дом отдыха и санаторий. Все перестраивалось и переделывалось, неизменными оставались только слоны. Цитирую Радио свобода: "По легенде, в ноге одного из слонов, незадолго перед Октябрьской революцией, Константин Головкин замуровал чертежи своей дачи и документы из семейного архива. Впрочем, о "даче со слонами" известны и более мрачные легенды. (...) там похоронена, вроде бы, дочь Головкина, под слонами".

Chandra: Самарский модерн: здание театра "Фуроръ" реставрация позаимствовано у Ruf_Bilan

Chandra: тема перенесена http://ultrafiolet.forum2x2.ru/forum-f14/tema-t233.htm#2546



полная версия страницы