Форум » Интересное » Русские гении зарубежом » Ответить

Русские гении зарубежом

Chandra: Открываю тему для материалов о наших земляках, прославившихся за рубежами отечественными.Таких много, но я продолжаю делать открытия, порой весьма впечатляющие. Иногда даже кажется, что всё в этом мире открыто российским умом и талантом. Последний открытый мною великий русский - Эрте- создатель стиля Ар деко в искусстве. Ну просто понятия не имела, что он русский! Roman de Tirtoff (Роман Тыртов) Эрте – один из самых ярких персонажей художественной сцены ХХ века. Русский по происхождению и совершенно забытый в России. Им восхищались Жорж Баланчин и Энди Уорхол. Художник моды, график, автор театральных костюмов и скульптор, он остался в истории искусства нашего столетия как ярчайший представитель стиля арт-деко. Эрте – это псевдоним. Настоящее имя одного из самых успешных художников ХХ века – Роман Петрович Тыртов. Потомок старинного русского рода, берущего начало от татарского хана Тырта, он стал известен всему миру под псевдонимом Эрте, который взял, «чтобы не позорить семью». Он начал с балета и некоторое время брал уроки танца у дочери знаменитого хореографа Мориса Петипа. Затем стал учиться живописи у Ильи Репина. Ради искусства Эрте пришлось отказаться от традиционной в семье карьеры военно-морского офицера: несмотря на недовольство отца-адмирала, в 1912 году Эрте уехал из Петербурга в Париж, чтобы никогда больше не вернуться в Россию. [more] В Париже он посещал класс живописи знаменитой Академии Жульена, которую оставил, чтобы полностью посвятить себя профессии дизайнера моды. Каждый месяц Эрте посылал рисунки в русский журнал «Дамский мир», работал модельером в знаменитом доме моды Поля Пуаре и выступил в качестве автора костюмов к спектаклю «Минарет» в парижском театре Ренессанс. В 1915 году двадцатидвухлетний художник заключил долгосрочный контракт с журналом «Harper's Bazaar», для которого сделал в общей сложности 250 обложек. Одновременно как дизайнер одежды он сотрудничал с «Vogue», «Cosmopolitan», «Women's Home Journal». Очень скоро Эрте стал по-настоящему знаменитым. Любая элегантная женщина, интересующаяся модой по обе стороны Атлантики, знала его и безоговорочно верила его вкусу. Но этого Эрте было мало: его творческая энергия и многосторонность просто удивительны. Он делал костюмы и занимался сценографией в парижской Гранд-опера, нью-йоркской Метрополитен-опера и Лондонском оперном театре, а одно время был художником голливудской студии Метро-Голдвин-Мейер, где работал над несколькими фильмами, в том числе – над знаменитым «Бен Гуром».[/more] Биография Erte Графика Erte Скульптура Erté Art Deco (франц. Art Deco - сокращение от названия выставки «L'Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Indu-striels Modernes» - «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств», состоявшейся в 1925 г. в Париже) - художественный стиль оформления интерьера, изделий декоративного и прикладного искусства, ювелирных украшений, моделирования одежды, а также дизайна промышленной продукции и прикладной графики. Буквально несколько лет понадобилось рожденному в Париже стилю Art Deco, чтобы приобрести популярность в Голливуде под именем "стиля звезд" и превратиться из чисто французского явления во всемирно признанный символ эффектности. Термин "Art Deco", более удобный для обозначения декоративного искусства в период между двумя мировыми войнами, обозначает стиль, сочетающий в себе классичность, симметричность и прямолинейность. Как художественное течение он оформился в 1908-1912 годы и достиг расцвета между 1925 и 1935. Своим возникновением он обязан влиянию таких различных источников, как Art Nouveau (Арт Нуво), кубизм и Баухауз с одной стороны, и древние искусства Египта, Востока, Африки и американских континентов с другой. Легкость и изящество, заложенные в основу новаторской идеи Арт Деко, навязанной балетными "Русскими сезонами", вскоре переродились в выражение невероятной простоты и умеренности новой жизни в век машин. Art Deco формировал сам образ жизни людей в межвоенные годы, их манеру одеваться и разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. В его власти находились индустрия развлечений и сферы искусства - его дух чувствуется в кинотеатрах, доходных домах, небоскребах, композициях внутренних интерьеров и узорах драгоценных украшений, в дизайне курительных и питейных аксессуаров, кухонной посуды и уличных фонарей, в скульптурах и плакатах, в книжных и журнальных иллюстрациях, в тканях, картинах, в общественных зданиях, и павильоны Всемирных ярмарок строились в стиле, сочетавшем одновременно неоклассицизм и элегантность. Короче, это поздняя стадия модерна, переходящая в функционализм

Ответов - 33

Chandra: Я в восторге от этой изысканной стилистики. Мне в голову не приходило, что её создал наш соотечественник. Сейчас этим стилем очень увлечены современные дизайнеры.

AnnaLika: вот это я хорошо зашла! Лялечка, я его просто обожаю ! У меня есть бережно хранимая открытка, потрясающего качества и отделки, с его графикой. Приобрела ее в лондонском музее Виктории и Альберта, собиралась подарить кому-нибудь в качестве сувенира, но не смогла с ней расстаться. С нее началась моя нежная любовь к Эрте! Не знала, что он русского происхождения.

Chandra: AnnaLika пишет: Не знала, что он русского происхождения. Ну так и я не знала! Я потрясена, что Ар деко русское изобретение!


Черкашин: а я ошеломлен! русский татарин основоположник одного из крупнейших стилей 20-го века!

Chandra: Хаим Сутин Десять лет назад имя художника, родившегося в местечке под Минском и называвшего себя русским, но уехавшего во Францию еще до Октябрьской революции, знали только любители парижской школы. Среди них оказалась коллекционерша Дороти Черри, которая купила в 1997 году "Мужчину" всего лишь за £1,5 млн.. Имя покупательницы, которая после оживленного торга в зале на Бонд-стрит в 2007 г. приобрела картину за £8,7 млн, осталось неизвестным. Однако, по мнению организаторов, небывалый успех этой картины свидетельствует о том, что цены на аукционах резко взлетают благодаря российским покупателям, особенно когда речь идет о произведениях, хоть как-то связанных с Россией. Хаима Сутина на родине знают мало, зато хорошо знают на Западе. Сумасшедший художник, выходец из нищего захолустного местечка, сегодня запредельно дорог. На аукционах "Кристи" в начале 90-х годов цены на работы Сутина измерялись миллионами долларов. В числе его поклонников (и счастливых обладателей его картин) - Изабелла Росселлини, семья Чаплина, семья издателя Галлимара, потомки Шагала, Фрэнсис Форд Коппола. А. Модильяни. Портрет Хаима Сутина. 1915 год. Туша. 1925 год. Дерево под ветром. 1942 год. Под Рождество 1943 года в оккупированном немцами Париже состоялся странный многодневный бал. Он начался в доме Коко Шанель, а закончился - у художника Хаима Сутина. Это была странная затея: "победители скуки" - Коко Шанель, художник и поэт Макс Жакоб, звезда довоенного кино Мишель Морган, художники Мак-Эвой, Жан Гранпьер и другие - решили устроить грандиозный рождественский праздник. Весь цвет парижской богемы собирался в нем участвовать. Немцы их особенно не трогали - высший свет есть высший свет. У Шанель публика собралась самая изысканная. В каждом доме задерживались не больше часа, чтобы успеть за несколько дней обойти всех участников соревнования. У очередного аристократа с улицы Осенор гости были еще важнее - родовая аристократия, каким-то чудом уцелевшая после всех буржуазных революций. В следующий дом - к Андре Руссену - пришли дамы, закутанные в меха, точно дыни в теплые тряпки, чтобы дозрели. Четвертый бал давал художник Томмазо, выходец из разорившейся генуэзской банкирской семьи. Потом шел черед художника Кислинга - друга Сутина. А потом гости добрались и до жилища Хаима. Двери открыл сам хозяин. Шумная компания, толкаясь и веселясь, втиснулась через узкий проход в коридор. Во всем доме горело лишь несколько свечей. Гости попритихли. Казалось, что попали в дом покойника. Княгиня Орловская (более известная как художница Ханна Орлова) отворила дверь в огромную залу. И замерла. Во главе стола, где должна была бы сидеть она, восседала ее служанка, старуха Матильда из Сен-Пре, которую Сутин однажды рисовал. Кто-то из гостей узнал своих слуг. Потомки итальянских банкиров и французских дворян остолбенели: за столом одного из известнейших в Европе художников сидели обитатели парижского дна. Служанки, пыльные булочники, заскорузлые старушки в мятых передниках, поварята. В качестве единственного угощения на зимнем столе стояли роскошные красные гладиолусы. При виде осанистых господ и элегантных дам обитатели парижского дна ничуть не оробели, лишь немного потеснились. Посреди этого отребья восседал хозяин дома и улыбался. Он словно вернулся в мир своего детства - в мир разносчиц молока, прачек, поварих - в захолустное местечко Смиловичи, где-то между Витебском и Вильнюсом, в дом отца, синагогального служки Боруха Сутина. До сих пор во многих энциклопедиях мира в статьях про французского живописца Хаима Сутина местом его рождения называют Вильнюс. Застенчивость Сутина породила этот миф. Дело в том, что название "Смиловичи" жителю Парижа ничего не говорило. Чтобы не нарываться на бесконечные вопросы: "А это где? не в Африке ли часом?", стеснительному провинциалу пришлось упростить реалии своего прошлого. На его родине глубокие старцы, еще помнившие свое обучение в иешивах, рассказывали, что этот городишко казался местом наказания. Здесь практически не бывало чужаков и пришельцев. Никаких развлечений - кроме криков и ругани - в Смиловичах тоже не знали. Синематограф до городка не дошел, изобретением Гутенберга практически не пользовались, новости передавались "беспроволочным телеграфом". Основной достопримечательностью селения была пожарная башня, изукрашенная надписями на идиш. Ее не уничтожила даже война. Местные мальчишки забирались на нее и смотрели вдаль. Все, что было за линией горизонта, представлялось недостижимым и опасным. Казалось бы, незначительные детали и подробности навеки канувшего в Лету быта. Однако именно они, да еще местечковые страхи и опасности, обрушившиеся на голову впечатлительного юноши, сделали из Сутина великого художника. Он родился 13 января 1893 года. Ему дали имя в честь деда. В семнадцать лет Хаим поступил в услужение к известному виленскому адвокату Рубинлихту. Именно он первым обратил внимание на рисунки юноши. Неизвестно, чем он пленился в тех набросках, - большая их часть утеряна. В каталоге аукциона "Кристи" за 80-е годы представлены лишь два рисунка вильнюсского периода - что-то вроде подражания Коро. Адвокат дал Хаиму рекомендательное письмо в Виленское иудаистское общество поощрения художеств. А уж там его убедили ехать в Париж - учиться на художника. Только огромное расстояние, отделявшее Париж от Вильнюса, помешало бедному юноше, не знающему языка, сбежать обратно к своему хозяину-адвокату. Первые месяцы в Париже были для него адом. Поначалу пришлось подрабатывать натурщиком: неведомые молодые люди с замысловатыми фамилиями Фужита, Кислинг, Фриш преобразовывали его тело в линий, полутона и тени. Но зато он общался с самыми настоящими художниками! Именно тогда он познакомился со своим земляком, скульптором и графиком, выходцем из белорусского местечка Осипом Цадкиным. Цадкин предложил Хаиму делить с ним мастерскую. Мастерская находилась в подвале старого четырехэтажного дома рядом со сквером на улице Вожирар - неподалеку от знаменитых парижских боен. Забравшись на крышу, Сутин подолгу смотрел, как дюжие работники волокут упирающихся животных в специальное помещение, откуда затем выносят страшные кровавые туши. Узнав, за чем именно часами наблюдает его юный друг, Цадкин привел Хаима к Пикассо, послушать его рассказы про бой быков в Испании. Прежде Сутин не представлял себе, что человек и бык могут схватиться на равных. "Если бы я не смог стать художником, я бы стал тореадором", - говорил он. Надо сказать, от дружбы с Пикассо его вовсю отговаривали, и не кто-нибудь, а Гийом Аполлинер. "Никогда с ним не связывайся, - поучал он Сутина, - каждый его друг кончает жизнь самоубийством". Из мемуаров Цадкина следует, что именно он рассказал о Сутине Модильяни. Дело было в кофейне на Монмартре. Модильяни, вдребезги пьяный, тут же захотел посмотреть работы Сутина. Как вспоминал Цадкин, они ввалились к нему в подвал и застыли от изумления. Сутин стоял голый перед холстом и смотрел на него любовно, словно это была девушка. Потом он бережно взял кисть и нанес два-три сильных и ровных мазка на поверхность холста. Эффект был поразительный - будто на холст попала струя крови. Ощущение было настолько сильным, что Модильяни закричал. Потом Хаим обозначил вокруг этой "рваной раны" контуры человеческого тела, затем водрузил ему на голову нечто несуразное, похожее на цилиндр, который через мгновение превратился в белый колпак поваренка. Модильяни задрожал и вскрикнул: "Тебе нужна девушка, Хаим, иначе ты пропадешь!" Модильяни притащил его к себе в мастерскую, заставил позировать, потом предложил ему пожить на улице Жозеф-Бара у его друга поэта Леопольда Зборовского, который продавал картины Модильяни. Правда, жена Зборовского Анна невзлюбила Хаима и запретила приводить его в дом. В отместку Модильяни нарисовал портрет Сутина прямо на двери ее квартиры. Хаим стал легендарной личностью среди обитателей Монпарнаса именно из-за этой двери. Его портрет пытались оттереть, выжечь, выскоблить, в конце концов дверь сняли с петель и выставили на продажу. Ее купил какой-то сумасшедший мануфактурщик, любитель постимпрессионистов Люсьен Map. А через десять лет продал - она стоила в тысячу раз больше. Ее новым владельцем оказался арабский шейх. С легкой руки Модильяни Хаиму позировали прехорошенькие натурщицы. Самой утонченной и красивой была Люния Чековская, затем шла Беатрис Хестингс - знаменитая укротительница пьяных художников, соблазнительная, властная и эксцентричная подруга Модильяни (Беатрис могла, например, развлечения ради пройтись в какой-нибудь немыслимой шляпке, с корзиной, полной живых уток). И наконец, некая продавщица цветов с площади Пигаль по имени Руфь. Она была непомерно толста и выглядела лет на сорок старше Сутина. Ее Хаим любил особенно. И за то, что она такая толстая, как женщины из его детства, и за то, что беспрестанно шутила, переиначивая невинные выражения в похабщину. Говорили, что именно Руфь лишила Хаима невинности. Странный он был человек. Кто-то пустил слух, что Хаим не женится, потому что не может любить нормальных женщин. Якобы художник Кислинг видел, как Хаим целовал и гладил каменную статую, когда в студии никого не было. Правда это или нет, кто знает? Художники все немного чокнутые. По свидетельству натурщицы Полетт, Сутин страдал лунатизмом. Однажды Модильяни запер Полетт и Хаима в его подвале, подсунув под дверь палитру с красками и три куска картона, на одном из которых было написано: "Либо рисуйте, либо занимайтесь любовью". Бедный Сутин от смущения лег не раздеваясь на диван и заснул. Ночью он разбудил Полетт, велел ей раздеться, разделся сам - и они стали танцевать. Танцевали почти в полной темноте, без единого звука, лишь тихо шаркали босые подошвы об пол. Полетт рассказывала, что ей казалось, будто Хаим спит. У него было небольшое психическое отклонение - он испытывал болезненное влечение к красному. При виде окровавленных мясных туш Хаим впадал в экстатическое оцепенение. Об этом вспоминают многие его биографы и друзья. Патологическая любовь к красному породила его неповторимую манеру письма - что бы ни изображал Сутин, это напоминало выворачиваемое наружу чрево, словно живое тело разрывает рог быка или некий инстинкт, призванный природой не уберечь, а уничтожить человека. Да, он определенно был странный человек. Однажды утром бездыханного Сутина нашли в мусорном ящике. Дворник, обнаруживший находку, вызвал полицию. Выяснилось, что это не труп, а мертвецки пьяный Хаим. В участке за чашку кофе и булочку Сутин нарисовал портрет начальника полиции. Полицейский чин оказался нежным человеком, тонким ценителем живописи. Он увидел в нищем алкоголике гения. В начале 20-х, когда Франция переживала эйфорию победы над Германией, и, казалось, все самое страшное осталось позади, изображения огромных окровавленных туш принесли Сутину признание. Сам Хаим толком не отдавал себе отчета, откуда взялась эта слава. Его картины стали хорошо продаваться. Он завел собственную студию на площади Клема, откуда открывался удивительный вид на Сену - он напоминал ему вид на Двину, реку его детства. Он стал бороться с собственной славой непомерным чудачеством. Если кто-то держал в доме кошек, то Хаиму взбрело в голову держать старушек. В его доме появились какие-то невообразимые бабули, про которых он говорил, что это его дальние родственницы - какие-то кухарки, будто только-только сошедшие с его полотен. Одни говорили, что он с ними спит, другие - что он их только рисует... В отличие от Шагала Сутин никогда не пытался выразить любовь к своей родине в живописи. Ему будто бы претила сама возможность писать нечто идиллическое. Собственная биография для него началась ровно с того момента, когда он осознал, может быть несколько шизофренически, угрозу, нависшую над миром, и чудовищную силу инстинкта, толкающего человека к смерти. Начало войны застало Сутина в Париже. Он не уехал, как Шагал, Цадкин и многие другие его друзья. Он словно дожидался апокалипсиса, который предрекали его же собственные картины. Он умер через восемь месяцев после того памятного рождественского бала, в августе 1943 года, на операционном столе. От опухоли, которая съела его мозг. Ему было пятьдесят лет. Наверное, тогда, под Рождество, он предчувствовал близкий конец и хотел вернуться туда, куда ему уже не было дороги, - на родину, в детство, к тем нищим и убогим, кого он всю жизнь рисовал и чья бедность в конце концов принесла ему деньги и славу. Странный был человек. Источник информации: журнал "Культ Личностей", январь/февраль 2000. http://www.peoples.ru

Chandra: Целое поколение писателей и художников в первые тридцать лет XX века были завсегдатаями парижских кафе «Ротонда», «Куполь», «Тулузский негр». Не бездельники и клошары приходили туда, а люди, которые хорошо поработали. Об этом можно прочитать у Хемингуэя, Эренбурга, Поплавского. Откройте Эренбурга и найдете там строчки, которые имеют прямое отношение к разговору о Сутине и его собратьях. «Для того, чтобы привычные слова волновали, чтобы ожил холст или камень, нужны дыхание, страсть, и художник сгорает быстрее – он живет за двоих, ведь помимо творчества есть у него своя кудлатая, запутанная жизнь, как у всех людей, никак не меньше». Писательница, жившая в Париже, Гертруда Стайн думала, что эти люди – потерянное поколение. Она-то и придумала термин «неприкаянные». Ничуть не бывало! Разве Сутин и Шагал, Паскин и Штеренберг, Хемингуэй и Эренбург, Скотт Фицджеральд и Модильяни были потерянными? Для кого? Они жили страстью творчества, работали как одержимые, обогатили человечество. Григорий Анисимов "ЖИЛ-БЫЛ ХУДОЖНИК ХАИМ СУТИН"

Chandra: БЕРТОЛЬД ЛЮБЕТКИН - великий русский архитектор-модернист Тифлис, Грузия, 1901- Бристоль, Великобритания, 1990 Бертольд Любеткин, как и многие другие российские гении, стал культовой фигурой в мировой архитектуре, но не удостоился широкой известности в нашей стране. Этот архитектор - убежденный функционалист, сторонник социально ориентированной модернистской теории Ле Корбюзье. На примере архитектуры Любеткина легко понять, чем функционализм отличается от интернационального стиля. Функционалисты трактовали функцию очень широко: для них в это понятие входили не только и даже не столько практические запросы индивидуума, сколько масштабные общественные потребности. На первом плане - социальная миссия архитектуры, построение совершенного общества с помощью архитектурной революции. Впрочем, у Любеткина функционализм предстает в полной гармонии гуманизма и новаторства, что отличает его от многих соратников по стилю.Архитекторы, развивавшие после Второй мировой войны интернациональный стиль, были бесконечно далеки от подобных задач, однако во многом взяли на вооружение язык, выработанный основоположниками функционализма. Общий вид здания Highpoint One Любеткин среди них оказался одним из самых успешных. Прямо из Парижа, воодушевленный встречей с Ле Корбюзье, он явился в Англию, где о модернизме тогда имели весьма смутное представление. Здесь он основал группу "Тектон" и в период своей активной архитектурной практики (30-50г.г.) реализовал множество объектов, от роскошных квартир до пионерских лагерей, от зоопарка до многоквартирных жилых домов нового типа. Собственно говоря, именно Любеткин отвоевал для модернистов в Британии лидирующие позиции, с которых их нынче пытается сдвинуть приверженец неоклассики принц Чарльз. Любеткин: дом для рабочих, который понравился среднему классу. Если для интернационального стиля характерны подчеркнутые вертикали, то функционализм отдавал предпочтение равновесию: архитекторы уделяли внимание горизонтальным линиям, смягчающим монотонность модернистских фасадов. Разумеется, с течением времени кропотливая проработка элементов и общего рисунка стала утомлять архитекторов средней руки - что отчасти и сгубило функционализм...

Chandra: На протяжении всей архитектурной карьеры Любеткин был горячим поклонником бетона, обеспечившего архитектуре невиданную прежде скорость строительства при относительной дешевизне материала. Но заказчиков к нему надо было приучать. Возможно, Любеткин выбрал правильное направление случайно, однако начал он с экзотического объекта, в котором с бетоном легче было примириться: с бассейна и так называемого "Дома гориллы" в лондонском зоопарке. После этого в 1933 г архитектору удалось получить заказ на "жилье для рабочих" ( Highpoint One). Но белый модернисткий дом, расположенный на вершине холма, над погруженным в смог городом и имевший, благодаря сдвоенному крестообразному плану, очень свежий и запоминающийся образ, рабочим не достался. Сюда ринулся средний класс. После этого, в 1934 г. Любеткин построил Wells Coates Lawn Road Flats. Так началось модернистское домостроение в Британии. Многоквартирный жилой дом Lawn Road Flats (1934г) Однако лично для Любеткина переломным стал другой объект: заказанный местным советом Финсбери оздоровительный центр для жителей трущоб ( Finsbury Health Centre) .Он был построен в 1938г и функционирует и по сей день. Идеальный союз модернисткой эстетики (особенно лихо смотревшейся на фоне викторианского окружения) и благородной социальной миссии превратили это небольшое здание в символ функционализма, свободного от последующих наслоений лицемерия, штампа и компромисса. Медицинский центр в Финсбери, 1938г. В конце 20 - начале 21 века модернизм склонился к более экспрессивным, хотя, возможно, менее утонченным формам В каком-то смысле все, к чему прикасался Любеткин, превращалось в золото. Но архитектор был чрезвычайно искренним и последовательным человеком. Поэтому он не смог примириться с идейным оппортунизмом интернационального стиля, перессорился с более юными и менее принципиальными модернистами, и отошел от дел в 50 с хвостиком -осыпанный почестями, прославленный критиками, благополучный... и разочарованный. http://www.forma.spb.ru/

Chandra: Русский конструктивизм в Лондоне Дом Любеткина напоминает постройки Ле Корбюзье, например, здание на улице Правды в Москве 2002 г. В этом году архитектурная общественность Великобритании и России отмечает столетие со дня рождения известного архитектора Бертольда Любеткина. Уже само его имя немедленно вызывает в памяти имя Брехта - и точно, Любеткин был конструктивистом, зодчим социалистического, левого толка, как и его идейные соратники - выдающиеся русские конструктивисты Голосов, Мельников и Гинзбург. Бетон против кирпича В отличие от русских, англичане любят кирпич и не любят бетон. Эту неприязнь к бетону сейчас пытается преодолеть открытая в Королевском институте британских архитекторов выставка, посвященная исключительно этому строительному материалу. Именно бетон был излюбленным материалом архитекторов-конструктивистов, так или иначе разделявших социалистические идеалы, например, великого француза Ле Корбюзье. Любеткин познакомился с Корбюзье в Париже в 1925 году, когда он помогал Константину Мельникову строить Павильон на Парижской промышленной выставке. Идеи "Солнечного города" Ле Корбюзье и Ивана Леонидова (кстати сказать, тоже справляющего в этом году свой столетний юбилей) овладели молодым Любеткиным. Но в отличие от Леонидова, которому не удалось построить ни одного здания, список осуществленных проектов Любеткина насчитывает многие десятки. Из кирпича такое не построишь Бертольд Любеткин родился в Тбилиси, но учился в Москве, в частности, во Вхутемасе - тогдашней кузнице современного искусства и архитектуры. Успев послужить в Красной Армии, он в 1922 году покинул Россию, и с тех пор постоянно жил на Западе - сначала в Германии, потом во Франции и, наконец, с 1931 года в Англии. Несколько раз Любеткин наведывался в Москву. В Англии он женился на Маргарет Черч, ставшей его соавтором во многих проектах. Здесь же Любеткин собрал архитекторов, которым были близки идеи конструктивизма, и организовал творческую бригаду "Тектон", работы которой занимают видное место в истории современной английской архитектуры. Советский "город-сад" отличается от английского Хотя группа "Тектон" в соответствии со своими социалистическими идеалами создала в Лондоне несколько дешевых жилищ для рабочих, (около одного из таких комплексов Любеткин установил даже мемориальный бюст Ленина, кажется, единственный в Англии), большого размаха такого рода идеи не получили. Никаких Магнитогорсков в Англии не возникло. Быть может, потому, что тот самый "город-сад", о котором твердил Маяковский в стихах, посвященных Магнитогорску, был идеей английского чиновника Эбенизера Ховарда, и предполагал прежде всего не "город", а именно "сад". Самыми знаменитыми постройками Любеткина в Англии остаются его павильоны для обезьян и пингвинов в лондонском зоологическом саду. Да еще группа жилых домов "Хайпойнт", где в квартире-мастерской, устроенной на крыше одного из зданий, жил и сам автор. Это дома для достаточно обеспеченных, хотя и не богачей. Любеткин проявил мастерство владения архитектурной формой, признанное и его учителем - Ле Корбюзье, посетившим этот дом в конце 1930-х годов. В них маэстро увидел не просто свои любимые белые железобетонные столбы, изящно прорисованные горизонтальные полосы окон, напоминающие океанские лайнеры и плоские крыши. Прямолинейные и криволинейные формы образуют здесь интимные и величественные пространства, наполненные светом и ведущие неслышный архитектурный диалог. Здания "Хайпойнт" выстроены из бетона, крашенного белой краской. Именно здесь Любеткин подружился и начал сотрудничать с выдающимся английским конструктором Ове Арупом, который предложил для строительства тогда совершенно невиданный метод скользящей опалубки. Имя Ове Арупа в среде архитекторов и конструкторов с тех пор стало легендарным, а Любеткина понемногу забыли. Но в год его столетнего юбилея (2002) англичане признают, что очень многим обязаны Любеткину, и что страницы, вписанные им в историю английской архитектуры, не сотрет никакое время. Так дома Любеткина выглядят внутри http://news.bbc.co.uk/ [img]http://mediatheque.nancy.archi.fr/consultation/Bibliogr/Maquettes/photos/photojpg2001/Lubetkin%20lubetkin.jpg[/img] Villa DE Lubetkin (A), domaine du zoo de Whipsnade, Royaume-Uni, Bedfordshire, 1933-1936

olenablanca: chandrochk eto super podpitka dlla razmushlenia bravo!!!!!!!!!!!!

Chandra: Ну рада, что ты как-то прорываешься сюда! И что тебе нравится

Robi: Ляля, сначала я посмотрел на картины и скульптурки, не читая текста, и разинул рот - подумал, что это твои работы. Потом прочитал текст и подумал: - Раз я так подумал, значит ты действительно очень близка к этому уровню... ты твори, видишь - я в тебя верю - а через веру все так и будет.

Chandra: Роби, твоими бы устами да мёд пить

Rina: Великий поэт сказал "Бывают странные сближенья". Провидческий талант гения... Только утром я написала Ляле, что хочу продолжить ее тему "Русские гении зарубежом" постами о Дягилеве и Стравинском, а вечером узнала из телевизионных новостей, что в Париже открылась выставка в преддверии столетнего юбилея этого детища, или как бы сейчас сказали проекта Дягилева. http://www.mk.ru/blogs/MK/2008/09/17/srochno/371354/ Материалов о Дягилеве в Интернете очень много, Вы можете отправиться вот по этим ссылкам: http://www.diaghilev.perm.ru/exc/index.htm http://magazines.russ.ru/vestnik/2003/9/chaik.html http://russedina.ru/frontend/heading/culture?id=6140. Я выбрала привлекшие меня своим разнообразием материалы: виртуальное путешествие по Дому-музею Дягилева в Перми, интереснейшую публикацию о нем и рассказ Андриса Лиепы о возрождении "Русских сезонов". В жизни Дягилева было три главных города: Пермь, Петербург и Париж, их имена носит фестиваль в Перми. посвященный Дягилеву и русскому искусству. Но последний приют он обрел в Италии, неподалеку от Венеции, которую обожал и называл вдохновителеницей нашего успокоения. К могиле Сергея Дягилева и лежащих рядом с ним Игоря и Веры Стравинских, а потом и к могиле Бродского, я шла теплым сентябрьским днем мимо детского участка, где сердце сжималось при виде мраморных ангелочков и горестных дат на камнях, говорящих о столь коротком жизненном пути. Положив на могильные плиты розы, я, постояла в задумчивой тишине, к счастью не нарушенной гомоном туристом, и, как мне показалось, поняла, почему именно здесь рядом с голубизной лагуны и под голубизной венецианского неба, где у воздуха особый запах, а у речи особая тональность, они, эти гении, Бродский со Стравинским, оба умершие в Нью-Йорке, Дягилев, да и многие другие хотели погрузиться в вечность. [URL=http://www.radikal.ru][/ [URL=http://www.radikal.ru][/

Chandra: Здорово!

Chandra: Я видела передачу с Андрисом, который показывал реконструкции костюмов Бакста. очень сильное было впечатление.

Rina:

Rina: Cреди экспонатов парижской выставки "Золотой век русского балета" эскизы декораций Александра Головина и картины, изображающиеся Федора Шаляпина в различных ролях, в том числе в одной из самых блистательных - в роли Бориса Годунова . Вот одна из них: Здесь Борис в момент своего звездного часа, хор голосит "Да здравствует царь Борис Феодорович!", но какие слова он произносит: "Скорбит душа.." И при этом испытывает физическую боль, цена за неправедный путь на царство - душевная мука, что мы и видим в его жесте, в том как он приложил руку к груди. Он будто и не слышит этого прославления. Шаляпин позировал художнику сразу же после спектакля, в гриме и костюме, исполненном специально для него по эскизу самого Головина. Написав голову артиста, художник самостоятельно, без модели, продолжил работу над портретом, уделив много внимания изображению костюма. Эта постановка оперы «Борис Годунов» была осуществлена Всеволодом Мейерхольдом в 1911 году в Петербурге в Мариинском театре. Грим, костюмы и декорации к ней были также исполнены по эскизам Головина. Затем Дягилев привез ее в Париж. Я всегда на лекциях об русской опере и "Борисе", в частности, показывала головинские иллюстрации. «Чуть ли не два века создавала Европа совокупными усилиями своих народов Мефистофеля и в муках создала его – и пришел Шаляпин и влез в него, как в свой полушубок, просто, спокойно и решительно» Л.Андреев Цикл портретов Ф.И. Шаляпина, созданных Александром Яковлевичем Головиным, является волнующим повествованием о творчестве артиста. Портреты Головина, запечатлевшие Шаляпина в ролях, во многом донесли до грядущего художественную неповторимость и психологическую насыщенность сценических созданий артиста. Долгие часы проводил Шаляпин в огромной мастерской Головина в Мариинском театре, беседуя об искусстве. Здесь же в 1905-1912 гг. художником были созданы все шесть портретов артиста в ролях и эскизы к ним. В 1905 г. Головин пишет первый портрет Шаляпина – Мефистофеля в опере Гуно. Художественное решение портрета броско и предельно лаконично, что соответствует характеру сценического образа. Головин впоследствии вспоминал, что этот портрет был написан им за одну ночь, при электрическом освещении: «Работа шла у меня почти без перерывов, мне хотелось во что бы то ни стало окончить ее, и это удалось, но помню, что устал я ужасно, и когда я клал последние мазки внизу картины и нагибался, с меня буквально лился пот, стекая со лба на пол, до такой степени я изнемог». Портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова А.Я.Головин исполняет в период постановки одноименной оперы М.П. Мусоргского в Мариинском театре (1912 г.). http://www-library.univer.kharkov.ua/rus/shalyapin3_rus.htm АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ГОЛОВИН Художники "Серебряного века" в опере «...Мне казалось, что я берусь за непосильное дело, и лучше всего будет, если я от него откажусь, пока не поздно <...> Наконец, настал «час испытания». В мастерской, куда я явился, меня уже поджидали два маляра <...> Они поглядывали на меня скептически <...> Маляры эти были «воспитаны» в духе определенных традиций, которые требовали, например, чтобы кисть была насыщена краской не больше и не меньше. Чем следует. Полагалось вытащить кисть из ведра с краской, вертеть ее над ведром, пока краска не стечет, и затем уже нести кисть, не капая, к тому месту, с которого начинается окраска. Замечу, кстати. Что и трактовка горизонта была шаблонная <...> то есть небо состояло из трех сливающихся полос - голубой, розовой и зеленоватой. Эти полосы проводил декоратор, а маляры стушевывали границы между ними, чтобы получались мягкие переходы... <...> Собравшись с духом, взял я четырехугольную кисть, так называемый «дилижанс», обмакнул ее в ведро с краской, вытащил и, к изумлению наблюдавших за мною маляров, потащил кисть над разостланным холстом, обильно капая на него краской. Это была минута перелома: с этой минуты я уже больше не боялся. С увлечением возил я «дилижанс» по холсту, а маляры стали мне усердно помогать». Так описывает замечательный русский художник Александр Головин (1863-1930) свои «первые шаги» на театрально-декорационном поприще в Большом театре, куда его пригласил в 1900 году по рекомендации В.Поленова новый управляющий Московской конторой Императорских театров В.А.Теляковский. С этого времени творческая жизнь художника неразрывно связана с театром. В 1901 году он последовал за Теляковским, назначенным директором Императорских театров, в Петербург, чтобы продолжить там свою деятельность на ниве театра. Важное значение для художественного кредо Головина имело знакомство в 1898 году с Сергеем Дягилевым. В 1902 году художник становится членом «Мира искусства». Яркая театральность, декоративизм, высветленная цветовая палитра - всё это качества, сближающие художника с мирискусниками. Однако Головин при этом сохранял в своем творчестве нити, связывающие его с Московской школой живописи со свойственной ей искренностью и лиризмом, интересом к психологической детали. Первой работой Головина в музыкальном театре стала опера А.Корещенко «Ледяной дом» (1900, Большой театр). Дебют художника был замечен критиками, отмечавшими умение декоратора исторически мыслить, создавать напряженную драматическую атмосферу, выявлять ритм действия. В то же время декорации были исключительно красивы и стилистически выдержанны, в них не было ничего от общих «дежурных» интерьеров богатых залов, садовых пейзажей. Впрочем, не все были единодушны в оценках этого дебюта художника. Безусловный успех пришел в 1901 году, когда Головиным были исполнены декорации к «Псковитянке». Пожалуй, эта постановка была лучшей среди всех его московских оперных работ. Блестящий критик Э.А.Старк под впечатлением петербургского возобновления этой оперы с декорациями Головина писал: «Честь и слава художнику, сумевшему силой своего таланта, силою проникновения в давно отжившую старину воскресить перед нами кусочек древней Руси». С наибольшей силой талант Головина раскрылся в петербургский период его театрально-декорационной деятельности. 15 спектаклей оформил он в Мариинском театре, начиная с совместной работы с К.Коровиным над оперой «Руслан и Людмила». Среди лучших «мариинских» постановок Головина: Кармен» (1908), «Борис Годунов» (1911), «Орфей и Эвридика» (1911), «Электра» Р.Штрауса (1913), «Каменный гость» (1917). Особо надо сказать о спектакле «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка. В этом эпохальном спектакле достигло своего апогея творческое содружество двух замечательных мастеров - Александра Головина и выдающегося режиссера Всеволода Мейерхольда. Их первая творческая встреча состоялась в 1908 году в александринском театре (пьеса К.Гамсуна «У царских врат»). Затем там же последовали «Мертвый город» Г.Д’Аннунцио и мольеровский «Дон Жуан». В 1911 содружество мастеров продолжилось и на музыкальной сцене. Сначала «Борис Годунов» с участием Ф.Шаляпина (каждому школьнику хорошо известен хрестоматийный портрет Шаляпина-Годунова кисти Головина), а затем в том же году глюковский «Орфей». Вместе с Мейерхольдом были поставлены также «Электра» и «Каменный гость». Возвращаясь к постановке «Орфея», можно отметить в этой работе Головина совершенно изумительное чувство стиля, созвучности музыкальной ткани произведения декорациям. Особое место в этой постановке занимала также пластика движения, ибо, по существу, спектакль был не оперой, а оперой-балетом (балетмейстер М.Фокин). Балетмейстер Ф.Лопухов свидетельствовал, что Фокин смог передать здесь «эллинский аромат… менуэтно-гавотной Греции». Существенную роль в создании такой атмосферы сыграла сценография Головина. Говоря о творчестве Головина - оперного декоратора, нельзя не упомянуть о парижской постановке «Бориса» 1908 года, ознаменовавшей новую эру в искусстве - рождение Русских сезонов Дягилева. Несмотря на то, что Головин не любил (и отчасти справедливо) созданных им к этому спектаклю декораций, считая их чересчур узорчатыми, дробными и многословными, историческое значение этой работы художника неоспоримо. Можно лишь сожалеть, что осталась неосуществленной постановка «Игрока» Прокофьева в 1917 году, в которой предполагалось участие Головина. После Революции активность художника в театре заметно уменьшилась. Этому способствовали разные обстоятельства. Распался творческий союз с Мейерхольдом, переехавшим в Москву в 1918 году. Их последней крупной работой был «Маскарад» Лермонтова (1917). Правда, в первый послереволюционный год они осуществили еще две постановки (среди них опера «Соловей» Стравинского), но дальнейшее сотрудничество стало невозможным. К тому же Мейерхольд увлекся конструктивистскими идеями, которые никак не перекликались с творческим кредо Головина. Другой причиной стала развивающаяся болезнь сердца, лишавшая художника сил. Впрочем, в 1924 году он оформил спектакль «Севильский цирюльник», а в 1925 начал сотрудничать со Станиславским во МХАТе, приняв участие в постановках «Женитьбы Фигаро» и «Отелло». Трагедия Шекспира, премьера которой состоялась в 1930 году, стала последним спектаклем тяжело больного художника, скончавшегося спустя месяц после премьеры. Головин много работал и в области станковой живописи, особенно его привлекал портрет. Совершеннейшим шедевром является портрет Мейерхольда (1917), поражающий сочетанием стиля и глубины. Есть в числе его работ и портреты певцов. Причем, артисты предстают на этих полотнах как исполнители ролей в оперных спектаклях. Среди наиболее известных: портрет Ф.Шаляпина в роли Олоферна («Юдифь»), М.Кузнецовой-Бенуа в роли Кармен, Д.Смирнова в роли Де Грие («Манон»). Евгений Цодоков click here

Rina: Шаляпин на картинах Головина В роли "Демона" в опере А. Рубинштейна "Демон" В роли Мефистофеля в опере А. Бойто В роли Фарлафа в опере М. Глинки "Руслан и Людмила" URL=http://www.radikal.ru][/URL] В роли Олоферна в опере А. Серова "Юдифь" [URL=http://www.radikal.ru][/URL

Rina: Бакст. Эскиз к балету "Игры" Смотрите, пока не продано Юрий Коваленко (Париж) Аукционный дом Sotheby's первым празднует 100-летие знаменитых "Русских сезонов" Сергея Дягилева на их парижской родине. В своей галерее, расположенной рядом с президентским дворцом, Sotheby's открыл выставку "Танец, ведущий к славе. Золотой век русского балета". На ней представлено свыше 170 работ из частных коллекций России, Соединенных Штатов, Франции, Голландии и Швеции. "Сезоны" начались на берегах Сены век назад оперой "Борис Годунов" с Федором Шаляпиным. Затем они проводились, с некоторыми перерывами, на протяжении 20 лет - вплоть до смерти Дягилева в 1929 году. На нынешней парижской выставке демонстрируются прежде всего балетные платья и костюмы, в которых выступали дягилевские звезды - Анна Павлова, Ольга Спесивцева, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн, Вацлав Нижинский, Серж Лифарь. Впервые публика получила возможность увидеть некоторые картины, макеты декораций, скульптуры из бронзы и фарфора, эскизы, фотографии. Для "Русских сезонов" работали самые известные художники того времени: Матисс, Гончарова, Ларионов, Рерих, Бенуа, Бакст. Несколько дягилевских балетов оформил Пикассо - "Парад", "Треуголка", "Пульчинелла", "Голубой экспресс". "Я тружусь целыми днями над декорациями и костюмами, - писал художник. - Рисую шаржи на Дягилева, Бакста, Мясина, на танцовщиков и танцовщиц". Напомню, что Пикассо не только работал на дягилевскую труппу, но и женился на балерине Ольге Хохловой. Празднуя вековой юбилей "Русских сезонов", Sotheby's одновременно отмечает и 40-летие своего первого русского аукциона. В 1968 году в Лондоне впервые пошли с молотка произведения искусства, связанные с "Русскими сезонами". Шумный успех тогдашней распродажи повлек за собой создание русского отдела Sotheby's и начало русских торгов, которые сейчас проводятся несколько раз в год в Лондоне и в Нью-Йорке. "Эта экспозиция представляет исключительный интерес, - сказала "Известиям" комиссар выставки Анна Вайнштейн. - Но лишь одна из картин - макет декорации Натальи Гончаровой к балету Стравинского "Жар-птица" - будет представлена на русском аукционе Sotheby's, который пройдет в Лондоне 23 ноября". "Устраивая престижную выставку "Золотой век русского балета", Sotheby's делает исключительно грамотный пиаровский ход, - объясняет "Известиям" московский коллекционер, пожелавший остаться неизвестным. - Рано или поздно, большинство этих произведений наверняка попадут к ним в руки. Но после такой выставки с каталогом цены на них значительно возрастут". http://www.izvestia.ru/culture/article3120677/index.html

Rina: Разбираясь в послеремонтном бедламе, я наткнулась на пожелтевшую страницу "МК" пятнадцатилетней давности с материалами Мужденародной конференции, посвященной культуному наследию русской эмиграции, потому и хранилась. Тут же, наплевав на уборку, стала перечитывать: и статью о Рябушинских, и публикацию о вдове философа Панина, и рассказ Олега Сергеевича Прокофьева о его гениальном отце. Олег Сергеевич начинает с вопроса, который до сих и я задаю себе: почему Прокофьев вернулся в Советский Союз в 1938 году? Тогда еще не были целиком опубликованы дневники великого композитора, это произошло позже, перед пятидесятилетием со дня его смерти, что. как известно, произошло в тот же день, когда ушел из жизни "кремлевский горец", 5 марта 1953 года. Но еще до этого публиковались фрагменты, которые я прочла. Помню, Прокофьев писал о том, как ему по время приезда в 1927 года показавали обновленный фасад Большого театра, и сопровождающий с гордостью сообщил, что при реставрировании стен, поврежденных во время революционных боев, были использованы плиты с купеческих и прочих "буржуазных" могил . Не ручаюсь за безусловную точность, но Прокофьев был поражен не только этим деянием, тем, что потревожили сон ушедших, что не позволяет не одна религия с мире, да и элементарная человеческая этика, но и тем, что это представляет предсет гордости! Отмечу в скобках, что рассказывая во время экскурсий об уникальной находке, сделанной в Вюрцбурге в 1987 году, когда были найдены плиты и их фрагменты со средневекового еврейского кладбища, числом около 1500 и весом 70 тонн, многие из которых также использовались горожанами весьма утилитарно, всегда упоминаю об этой истории, как о примере подобного же святотатства. Возвращаюсь к Прокофьеву. Мне казалось, что уже это одно должно было заставить его задуматься. Но он, тем не менее вернулся. Приехал не один, а с сыновьями и женой. Вот о ней-то я и хочу рассказать сейчас. Удивительно, но на следующий день после того, как нашла эту пожелтевшую страницу, я увидела в архиве радиопередач "Культуры" в "Серебрянном шаре" Вульфа передачу о книге, посвященной судьбе этой женщины.

Chandra: интересно!Я. конечно, про неё ничего не знаю.

Rina: Был ли счастлив Прокофьев, вернувшись в СССР? В Европе и Америке он работал с выдающимися деятелями искусства - его спектакли оформляли Ларионов, Гончарова, Якулов. Он много писал для труппы Дягилева: "Ала и Лолий", "Сказка для шута", "Стальной скок", "Блудный сын", в котором блистал легендарный Серж Лифарь, достойный особого рассказа. Я иногда думаю, а возникла бы позже утонченнейшая изысканность "Ромео и Джульетты", развился бы Прокофьев, как балетный композитор, если бы не сотрудничество с труппой Дягилева? В СССР он был разочарован академичностью и строгостью подхода к художественным решениям. Здесь его учили, как писать музыку, бесконечно одергивали, унижали, но тут же награждали. Достаточно почитать стенограмму знаменитого совещания 1948 года, где его вместе с Шостаковичем распинал Жданов. Но мы сегодня о его первой жене, судьба которой, трагичная, во многом горькая, похожая на судьбы и реально существовавших, и знакомых нам по фильмам и книгам. Вспоминается, например, фильм "Восток-Запад" Режис Варнье с Меньшиковым, Сандрин Боннэр, Катрин, Денев, который я каждый раз смотрю с волнением, потому что понимаю, что это правда, что все это было,было, было. Жена Прокофьева , Лина Льюбера, испанка по национальности, настоящее имя и фамилия которой Каролина Кодина, а известное нам имя - псевдоним, вязтый для сцены из девической фамилии бабушки, ( она была певицей), вскоре после приезда в СССР оказалась в лагере. Помню, читала в воспоминаних Натальи Сац, арестованной прямо в вечернем наряде, как пересеклись их пути с Линой, тоже взятой прямо на улице. По свидетельству узницы ГУЛАГа Евгении Таратуты, письма Лина Ивановна получала только от своих сыновей.Евгения Таратута: “При известии о смерти Сталина почти все заключенные безудержно рыдали. О смерти Прокофьева, умершего в один день со Сталиным, никто не знал, не знала об этом и Лина Ивановна. Уже летом, когда однажды Лина Ивановна и другие женщины совершали очередной маршрут с помоями, кто-то прибежал из библиотеки и сказал: вот сейчас по радио объявили, что в Аргентине состоялся концерт памяти композитора Прокофьева. Лина Ивановна заплакала и, ни слова не говоря, пошла прочь”. http://www.pseudology.org/chtivo/Prokofiev_Stalin.htm Не буду пока много рассказывать, а советую послушать: http://www.cultradio.ru/audio.html?id=187192&type=rnews

Rina: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/uk/newsid_2827000/2827833.stm Последнее фото, где Лина Прокофьева изображена со сказкой "Петя и волк", из материала BBC, где в частности говорится о выставке сына Прокофьева, автора статьи, с которой я начала свой пост. Постараюсь разыскать в Инете материалы о нем и рассказать и показать всем.

Chandra: Недавно открыла для себя интересного человека, русского художника, о котором, кажется, у нас моло кто знает. Посмотрела фильм - сделала ролики,пошла искать информацию.Делюсь. Павел Фёдорович Челищев (21 сентября 1898, Калужская губ. — 1 августа 1957, Фраскати, Италия) — русский художник, основатель мистического сюрреализма за 9 лет до появления этого направления у Дали. Биография Родился в Дубровке Калужской губернии. Отец калужский помещик Федор Сергеевич Челищев (1859, Москва — 1942, Лозовая). Математик по образованию, он ознакомил Павла Челищева с геометрией Лобачевского, которая привела будущего художника к идее «Внутренней мистической перспективы». Видя тягу сына к живописи, выписал журнал «Мир искусства». Ранние пейзажи Дубровки показали Коровину. Тот сказал: «Мне нечему его учить. Он уже художник». В 1918 году многодетная семья Челищева была погружена на подводу и выселена по личному приказу Ленина. Павел Челищев оказался в Киеве, где брал уроки у Экстер. Был картографом в добровольческой армии Деникина. Вычерчивал укрепления Сивашского перешейка.Эмигрировал в Стамбул. Затем в Париже становится известным театральным художником труппы Дягилева. Знакомится с Гертрудой Стайн и Эдит Ситуэлл, знаменитой английской поэтессой. Перед войной эмигрирует в США, где достигает мировой славы как живописец. В 1948 уединяется в Италии на вилле Фраскати. Переписывается с сёстрами Варварой Зарудной -кремлевской учительницей литературы , Марией Клименко, вернувшейся из концлагеряи и двоюродным внуком поэтом Константином Кедровым. Зимой 2007 г в галерее Наши художники на Рублевке состоялась первая выставка Павла Челищева в России. 30 сентября 2008 в Русском Зарубежье состоятась презентация фильма "Нечетнокрылый Ангел" по сценарию К.Кедрова и Н.Зарецкой. Реж.Ирина Бессараб.Ведущий К.Кедров. С помощью труппы Кремлевский балет воссоздана версия балета с оформлением Челищева "Ода",поставленного в1929 гтуппой Дягелева в Париже с участием Мясина и Лифаря. википедия

Chandra: Творчество Смысл своего творчества он раскрывает в письме из Нью-Йорка к сестре, кремлёвской учительнице литературы Варваре Федоровне Зарудной (Челищевой) в 1947 (письма переданы в РГАЛИ Ф.3132 внучатым племянником Константином Кедровым). Мистическая перспектива отличается от Леонардовской тем, что мир видим не изнутри вдаль, а одновременно в смешении многих проекций сверху-снизу, изнутри-снаружи. Челищев утверждает, что ещё в 1920-х годах нашёл универсальный модуль таких проекций и применил их в постановке последнего балета труппы Дягилева в Париже и в Лондоне в 1929. Балет «Ода» на музыку Николая Набокова и в постановке Леонида Мясина оформлял по просьбе Дягилева Павел Челищев. Главную партию исполнял Сергей Лифарь. Открытие Челищева высоко оценили Гертруда Стайн и поэтесса Эдит Ситуэлл. Пресса и критика отнеслась к сценическому прозрению скептически. В одном из последних писем из Италии Константину Кедрову Челищев особо отмечает строки начинающего поэта: «Я вышел к себе через-навстречу — от. И ушёл под, воздвигая над». Художник узнает здесь свою мистическую перспективу. Живопись Челищева высоко ценили Дали и Пикассо, но мировая известность началась с картины «Ищущий обрящет» (или «Каш-каш» — прятки),завершеной художником под впечатлением вести о рождении единственного продолжателя рода своего внучатого племянника Константина Кедрова в суровый 1942-ой г.Фигурка,рождающегося младенца-символ продолжения рода Павла Челищева,не имевшего семьи и детей.Через 14 лет Челищев сообщит об этом в переписке со своей сестрой Варварой Зарудной,преподовавшей литературу дочери Сталина Сетлане Алилуевой и с вернувшейся из Гулага Марией Федоровной Клименко.Около картины в Нью-Йорке зрители простаивали часами. Дети искали там новые фигурки младенцев среди листвы. Рядом висела Герника Пикассо и во всех опросах "Каш-каш" опережала Гернику по популярности. Это была первая часть задуманного триптиха Чистилище-Ад-Рай. «Чистилище» («Ищущий обрящет», Музей современного искусства - MOMA) — «Ад» («Феномена», ныне в Государственной Третьяковской галерее) — «Рай» (последний цикл «Ангелические портреты»). Чистилище — изображение нутра рождающей материнской утробы, из которой головой вперед-книзу в расширяющейся перспективе из нутра материнской утробы вылетает младенец. Это внучатый племянник художника будущий поэт Константин Кедров.Утроба — одновременно ствол дерева жизни, дорога, по которой движется шагающий андрогин, и рука-нога, где ступня — корни, а кисть руки — крона. В кроне, уходящей в синеву неба — множество листьев-младенческих голов, напоминающих ангелочков Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». «Феномена» — Ад — выполнена как пирамида с входом, возле которого сидит Гертруда Стайн и вяжет покров Изиды. У подножия пирамиды множество уродцев, внешне напоминающих исторических лиц и знакомых художника. Сам он в левом углу возле мольберта пишет картину, на которой видны контуры повешенного темнокожего человека. На картине множество исторических персонажей. Младенец с тенисной ракеткой Петр Великий,внизу Игорь Стравинский (Челищев оформлял его оперу "Орфей". Стравинский напишет свои воспоминания о Павле Челищеве, вошедшие в его книгу,изданную на руском языке еще в СССР.Эту картину по завещанию Челищева в 1962 году привёз и подарил Третьяковке Кирштайн. До середины 1990-х она была спрятана от зрителей и не разу не экспонировалась. В настоящее время экспонируется в зале № 22 Третьяковки на Крымском Валу. «Рай» («Ангелические портреты») состоит из множества прозрачных портретов, где насквозь видно все анатомическое строение. Но постепенно они превращаются в серию сияющих структур и кристаллов. Это тот самый модуль мира, который Челищев искал всю жизнь в себе и в других. Ключевая картина этого цикла «Апофеоз» ныне приобретена частным колекционером и находится в Москве.В галерее "Наши художники" на Рублевке ряд картин из наследства Константина Кедрова,полученного в начале 70-х.Среди них знаменитый автопортрет маслом и чрезвычайно редкие пастельные портреты сестер Софи и Марии,выполненные юным челищевым в 1914 г в Дубровке.Другие пастели переданы К.Кедровым в Русский Музей в 1986 г. В Нью Йорке работы Челищева есть в частных коллекциях Розенфельда,Майкла Кроуэла и Лукаса. Челищев умер от инфаркта, принятого за воспаление лёгких и был вначале похоронен на паперти православной обители в Италии во Фраскати. Затем его сестра Александра Заусайлова (Челищева) перезахоронила его прах во Франции на кладбище Пер-Лашез, но первое место захоронение тоже сохранено. википедия

Chandra:

Chandra:

Chandra: Из фильма узнала, что у него куча талантливых потомков в Америке - поэт, архитектор, компьютерные художник. так или иначе они все хранят память о Павлике, как они его называют. один написал поэму. другой занимается коллекцией, третий тоде чего-то там реставрирует или реконструирует. В общем благодарное и талантливое потомство. О фильме, прошедшем на телеканале "культура" : Нечетнокрылый ангел. Павел Челищев Нечетнокрылый ангел. Павел Челищев Павел Челищев. Кадр из документального фильма "Нечетнокрылый ангел" Документальный фильм (Россия, 2006). Ведущий Константин Кедров. Авторы сценарий Константин Кедров, Нина Зарецкая. Интервью Нина Зарецкая. Режиссер Ирина Бессарабова. Композитор Алла Кессельман. Операторы Вадим Горбатский, Юрий Костовецкий, Марк Челищев, Пламен Панков. Текст читает Александр Доронин. Его живопись явно и дерзко противостояла рыночному искусству. Он - основоположник мистического сюрреализма, одного из самых влиятельных направлений в мировом искусстве XX века. Его живопись шокировала Сальвадора Дали и приводила в восхищение Пабло Пикассо. Павла Челищева интересует не внешняя оболочка, а прозрачный объем. Вот что он говорит по этому поводу: "Я интересуюсь перспективой внутренней, проекцией в нас высшего. Стремиться покорить вселенную бесполезно, прежде всего, надо понять самого себя". О Павле Челищеве рассказывают: поэт Константин Кедров (внучатый племянник художника), а также искусствоведы, коллекционеры и галеристы из России и США: Виктор Челищев, Андрей Челищев, Марк Челищев, Наталия Курникова, Александр Кузнецов, Александр Шумов, Майкл Кролл, Стив Лукас.

Chandra: Челищев Павел. Придет время, все увидят и войдут Павел Челищев. "Игра в прятки" Павел Челищев – открыватель новых путей в живописи первой половины ХХ века. В 1919 году он эмигрировал с армией Деникина. Только недавно его картины появились в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. И так же, как пол века назад, она удивляет, а порой и шокирует зрителя, привыкшего к совсем другой живописи. 21 сентября 2008 года исполнилось 110 лет со дня рождения Павла Федоровича Челищева. В нашем эфире - документальный фильм «Нечетнокрылый ангел» (18 сентября, в 12:30). Однажды Челищева спросили: «Почему у Вашего ангела крылья на груди?» - «А Вы часто видели ангелов? – усмехнулся он, - для того чтобы лететь в пространство n-измерений достаточно одного крыла, преломленного во всех пространствах». Родовое имение Челищева - село Дубровка в Калужской губернии. Рядом – Оптина пустынь. По личному приказу Ленина Челищевых изгнали из родового гнезда, и Павлика забросило сначала в Киев, где он брал уроки живописи, потом в Стамбул – классический маршрут всех изгнанников. В 20 лет окончательно оборвалась пуповина, связующая с отечеством. Место последнего прибежища – Италия, где, много лет спустя, закончился маршрут его земных страданий. Берлин, Париж, Лондон – были местом его обитания. Вихри дягилевских балетов вынесли его на вершины европейского Олимпа. Константин Кедров, поэт, внучатый племянник художника: «Живописная слава его началась с картины «Корзинка с клубникой» (1925). Этот период называют "розовое безумие"». Эту картину приобрела Гертруда Стайн, живущая в Париже американская писательница. В ее салоне собирались литераторы и художники, чьи работы повергали публику в шок. Особенно этим славились Дали и Пикассо. Именно она сказала Хемингуэю: «Вы потерянное поколение». Так обозначила она плеяду молодых авторов, чьи имена зазвучали после Первой мировой войны. В молодом русском она увидела новый мощный энергетический импульс, и он сразу вошел в это избранное общество. Прежде всего, Павел Челищев прославился как оформитель знаменитых дягилевских балетов. В 1928 году по замыслу художника был поставлен балет «Ода». Челищева вдохновила космогоническое творение Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве». Музыка Николая Набокова – двоюродного брата гениального писателя – сопровождалась поэтическим текстом Ломоносова. В постановке были задействованы все мысленные и немысленные сценические средства, включая фосфорическое свечение и пиротехнические эффекты. Каждое движение танцоров изменяло конфигурацию пространства. Спектакль не был принят современниками. Челищев с грустью заметил: «Я открыл дверь, но никто в нее не вошел». «Придет время, все увидят и войдут», - возразила Гертруда Стайн. Когда-то Леонардо открыл бесконечность в даль. Челищев устремил свой взор вглубь. Оказалось, что человек не менее бесконечен, чем вся вселенная. Впервые это было зримо представлено в оформлении балета «Ода». Сразу же после нее появилась серия знаменитых челищевских ассамбляжей. Одна из самых удивительная картин Челищева - «Феномена». В центре – младенец, играющий в мяч. Это никто иной, как Петр I – символ власти, играющий миром и судьбами людей, хотя разум его младенческий. Здесь и груды газет, заслоняющих горизонт, и груды золота – символ продажного искусства. Кунсткамеры типажей и характеров, среди которых и друзья художника: и Стравинский, и Гертруда Стайн. Искусство все активней раздвигало рамки привычных представлений о человеке. То, что раньше воспринималось только как уродство, теперь стало рассматриваться как особенность человеческой природы. Эксцентрика притягивала и завораживала. В основе «Феномены» - впечатления от посещения знаменитого нью-йоркского фрик-шоу - собрания живых уродцев и эксцентриков. Но они интересовали Челищева не сами по себе, а как метафора человеческой души и характера. Челищев находился под большим впечателнием от «Божественной комедии» Данте, и «Феномена» стала живописным образом ада. Наиболее полно художник смог реализоваться в Нью-Йорке: здесь проводятся самые серьезные, принципиальные его выставки, здесь он создает свои самые существенные творческие серии, связанные с написанием триптиха «Ад», «Чистилище», «Рай». В США в те годы нашли прибежище от фашизма многие знаменитые художники 20-х годов ХХ века. В последующий творческий период Павел Челищев пишет уже не цветом, а светом – такое создается впечатление от его картин. Это направление можно было бы назвать «новым лучизмом». Все картины сияют, излучая, что-то неведомое. В 1942 году нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA )приобрел картину «Игра в прятки». Тогда же музей устроил подробную ретроспективу работ Челищева. Это пик его карьеры, высочайшая точка, которой он достиг. Как раз в то время начался расцвет абстрактного экспрессионизма. А фигуративная живопись – пожалуй, нет более фигуративного художника, чем Павел Челищев, - оказалась забыта и вернулась только через 40 лет. Картина «Игра в прятки» - одно из величайший произведений в собрании МоМА. Ее репродукции стали бестселлерами наряду с «Генрикой» Пикассо. В Музее проводились опросы посетителей после просмотра, и большинство из года в год отдавали предпочтение картине «Игра в прятки». Галерист Стив Аукас: «Челищев стремится изобразить не только человеческое тело и человеческую форму, но и саму человеческую сущность, энергию во времени и пространстве. Это и есть одна из отличительных особенностей его творческого метода». По материалам документального фильма «Нечетнокрылый ангел» источник

Chandra: нечетнокрылый ангел-павлик челищев - Константин Кедров http://konstantin-kedrov.ru/ http://1ben-konst.livejournal.com/ http://www.liveinternet.ru/users/2502406/video/ http://video.mail.ru/mail/kedrov42/1/ (Вознесенский стихи о Кедрове) http://video.mail.ru/mail/kedrov42/6/ отсюда Павел Челищев потомок Михаила Бренко ,павшего на Куликовом поле в доспехах Св. Дмитрия Донского.Он сын моего прадеда калужского помещика Жиздринского уезда Федора Сергеевича Челищева и брат моей бабушки Софьи Челищевой. В возрасте 20 лет в 1919 эмигрировал с добровольческой армией Деникина. Вскоре в Париже стал основоположником сюрреализма,часто опережая Дали. Дружил с Гертрудой Стайн и Эдит Ситтуэл. Оформлял балеты Дягелевской труппы. Сотрудничал с Лифарем и Стравинским. Картина "Ад или Феномены" подарена Третьяковке (зал 20 на Крымской наб.) Опираясь на посох воздушный странник движется горизонтальный опираясь на посох горизонтальный вертикальный странник идет Так два посоха крест образуют идущий Наполняя пространство в котором Христос полновесен Виснет кровь становясь вертикальной из разорванной птицы пространство ее выпадает Из распахнутого чрева вылетает лоно и чрево становится птицей над чревом парящей Это Дева беременная распятьем распласталась крестом Крест висит на своей пуповине МАРИЯ И РАМА В том окне толлько странник теряющий в посохе посох лижет тину приплюснутый кладезный мозг кто кормилицу взрезал золотой поволокой весь искромсан веселым веслом безглагольный сиреневый шар горломозглая рань троекратная музыка пли так латая тела амбразуру прохладную лепят и летят пустотелые выгнув себя сквозь себя стратосфера заревана стая обугленных птиц реет горло тому отражение в жертву как зеркальные двери вращается мозг Святой теннисист держит нимб-ракетку он играет своим отраженьем вот мяч летит но не долетает вот нимб сияет вот мяч летит тогда луна перестает быть все отрицается бытием боли чем больше отражается тем меньше есть чем ближе-тем отдаленней вот ударился о плоскость луча вот изошел волновым светом и одновременно раздробился до неразлечимости речь должна быть прямой а свет бесконечным тогда ракетка просияет вовне теннисист поймает мяч-луч и может быть я распознаю свой лик в Ничто Вот мяч летит но не долетает вот я умираю но не умру возвратись ко мне луч я лечу Шел плотник неумелый с прозрачным топором посреди дороги упал расколотый череп мозг как хлеб преломился вошла скорлупа в скорлупу Вылетела птица прилетела птица Ты остался собой ты стал как хлеб преломленный Но больше всего как птица которая улетела Как колокол деревянный сквозь топор пустоты небесной летит раздвоенный мозг Пока повадырь не ведает о слепце пока слепец бредет сквозь повадыря оставшегося позади с беременным посохом Мягкий тормоз грузного мозга Вдалеке полет и полет А за полетом где поле голо черепаха першит глазами Сад ослеп обнаженные ребра белым плугом врезаются в почву Ларинголог заглядывает в глаза Сад проросший плугами мертвящая пустошь ребенка ты стал как хлеб преломленный но больше всего как птица которая улетела Как колокол деревянный сквозь топор пустоты небесной летит раздвоенный мозг Пока повадырь не ведает о слепце пока слепец бредет сквозь повадыря оставшегося позади с беременным посохом Эти крылья справа спереди сзади где нечетнокрылый улетаят крыльями внутрь это только одно крыло преломленное в эн-пространствах здесь тайна твоя и моя с нечетным количеством крыльев в четырёх измереньях души сплетают раковин уши Не покидай меня мой ангел нечетнокрылый чтобы летел я на крыльях высоких врат чтобы они открывались как складываются крылья Святой теннисист держит нимб-ракетку он играет своим отраженьем вот мяч летит но не долетает вот нимб сияет вот мяч летит тогда луна перестает быть все отрицается бытием боли чем больше отражается тем меньше есть чем ближе-тем отдаленней вот ударился о плоскость луча вот изошел волновым светом и одновременно раздробился до неразлечимости речь должна быть прямой а свет бесконечным тогда ракетка просияет вовне теннисист поймает мяч-луч и может быть я распознаю свой лик в Ничто Вот мяч летит но не долетает вот я умираю но не умру возвратись ко мне луч я лечу А роза Гертруды С-тайн стая упала на лапу Азора и вылезли крылья и зори из розы из розы из розы А РОЗА ГЕРТРУДЫ УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА У ДУР РЕГУЛУ ГЕРТРУДУ ЛИФАРЬ ОП ПОТРАФИЛ НИСЯ МЯСИН ДЯГИЛЕВ ВЕЛ ИГ ЯД В ОКО БА НАБОКОВ ЛЕВ АП ПАВЕЛ ВЕЩИ ЛЕЧЬ ЧЕЛИЩЕВ КЕДРОВ ВОРД ДЕК

inki: Ух.......ты какие тут у нас залежи для самообразования.. Эмиграция..это внешнее..есть эмиграция внутренняя из неё практически невозможно вернуться ..есть замечтальное стихотворение Рильке ..оно об этой внутренней эмиграции.. У. Х. Оден. Беженцы [aka Refugee Blues] 16-Feb-05 15:56 Автор: Slav Раздел: Переводы Допустим, что здесь живут десять миллионов,* Кто - в роскошных квартирах, кто - в нищих районах: А нам с тобой здесь места нет, мой милый, а нам с тобой здесь места нет. И у нас когда-то была страна, Глянь на карту – все еще там она; Но теперь нам туда путь закрыт, мой милый, теперь нам туда путь закрыт. На погосте за церковью из года в год Старый ясень весною по-новой цветет: Старый паспорт не может так, мой милый, старый паспорт не может так. Консул хватил кулаком о стол: «Вы Без паспорта официально – мертвы» Но мы с тобой все еще живы, мой милый, но мы с тобой все еще живы. В комитете сказали: "Присядьте вот...", Попросили учтиво прийти через год. Но куда нам сегодня идти, мой милый, куда нам сегодня идти ? Оратор на митинге говорил взахлеб: «Если впустим, они отберут у нас хлеб». Это он говорил про нас, мой милый, это он говорил про нас. Словно громом бормочет небесная твердь, Это Гитлер в Европе сказал: «Им - смерть»; Он имел ввиду нас с тобой, мой милый, он имел ввиду нас с тобой. Я видел собаку в пальто шевиот, Открылась дверь дома - в дом впущен был кот; Ведь он не немецкий еврей, мой милый, ведь он не немецкий еврей. Был в порту; у причала, словно могли бы, они быть свободными, плавали рыбы; Всего лишь в пяти шагах, мой милый, всего лишь в пяти шагах. Шел лесом, в лесу слышал пение птиц; Политиков нет у них, нет и границ: Люди не вроде птиц, мой милый, люди не вроде птиц. Во сне видел тысячеэтажный дом, С тысячей дверей, о тысяче окон; Ни одно из не было нашим, мой милый, ни одно из них не было нашим. По огромной равнине туда и сюда маршируют в снегу десять тысяч солдат: Они ищут меня и тебя, мой милый, они ищут меня и тебя. ...нерусский негений Я... почему про меня туту ничё нет??? У духа хорошее настроение....он шалит..

Chandra: тема перенесена http://ultrafiolet.forum2x2.ru/forum-f19/tema-t63-15.htm#832



полная версия страницы