Форум » Интересное » Невидимое — видимое » Ответить

Невидимое — видимое

Chandra: Инженер и изобретатель Анатолий Тимофеевич Калинин, автор ряда статей о головоломках (см. „Наука и жизнь“ № 12, 2002 г.; № 12, 2003 г.) — коллекционер по складу ума. Поэтому он не только собирает редкости. Мир его увлечений шире. Взгляд Анатолия Тимофеевича подмечает среди ряда явлений, в той или иной степени известных нам, некие закономерности. Он, как историк и исследователь, умеет собрать разрозненные сведения и выстроить логическую цепочку: как это явление возникло, развивалось и что мы имеем сейчас. Пример тому — статьи о зеркалах или о загадочных сосудах (см. „Наука и жизнь“ № 4, 2001 г.; № 6, 2002 г.). „Невидимое — видимое“ — рассказ об искусстве прятать одно изображение в другом.

Ответов - 6

Chandra: Когда мы хотим убедить кого-то в достоверности сказанного, то обычно добавляем: „Я видел своими глазами!“, — полагая, что это самое верное свидетельство. Но не стоит также забывать известное изречение Козьмы Пруткова: „Если видишь на клетке с буйволом надпись “тигр„, не верь глазам своим“. Конечно, иной раз расхождения между действительностью и тем, что мы видим, не столь велики. Тем интереснее разобрать такие примеры. Вот один из них. В Крыму, в Коктебеле, с 1984 года открыт музей известного русского поэта и художника Максимилиана Волошина, обосновавшегося здесь в начале ХХ века. Кроме музея есть ещё одна местная достопримечательность, связанная с именем поэта, и её вам обязательно покажут. Горы на краю залива, подходя к морю, обрываются скалой, которую так и называют: „скала Волошина“, потому что в её рельефе угадывается профиль поэта Профиль Максимилиана Волошина из книги Е. Кругликовой „Силуэты современников“. Т. 1. М., 1921. Его полынь хмельна моей тоской, Мой стих поёт в волнах его прилива, И на скале, замкнувшей зыбь залива, Судьбой и ветрами изваян профиль мой. М. Волошин Иногда экскурсоводы уверяют, что когда-то это был обычный склон и только в день смерти М. Волошина произошёл обвал и „появился“ профиль. Разумеется, это не так. Гора — отрог хребта Карадаг — носит имя Кок-Кая и остаётся неизменной с незапамятных времен. Сходство обнаружили друзья Волошина, навещавшие его на даче. В изломах крымских утёсов они также „нашли“ портреты и других знаменитых поэтов: Жуковского, Пушкина, Северянина, Гомера и Шиллера. источник

Chandra: Не только горные массивы способны пробудить нашу фантазию. Красочные узоры некоторых минералов тоже „прячут“ в себе картины настолько правдоподобные, что способны заставить доверчивого зрителя поверить, например, в легенду о том, что камни хранят отпечаток гибели цивилизаций прошлого. Минералы с подобными узорами (обычно это мрамор) даже получили у геологов особое наименование „руинные“. Руинный мрамор. На переднем плане — две башни, за ними — озеро, на берегу которого виден разрушенный город. Пейзаж пересекает „след“ гигантской молнии. Руинный мрамор. На переднем плане — две башни, за ними — озеро, на берегу которого виден разрушенный город. Пейзаж пересекает „след“ гигантской молнии. На самом деле облик „развалин„ в минералах всего лишь сеточка трещин, появившихся в результате колоссального давления из-за смещения пластов земли. Замечательную коллекцию „пейзажных камней“ (термин из „Горной энциклопедии“) собрал председатель Московского общества любителей камня А.Н. Коробков. Одиннадцать „картин“, опубликованных в четвёртом томе этой энциклопедии, только малая часть его коллекции. В полированных срезах „моховых агатов“ и „пейзажной яшмы„ вы можете увидеть деревья и кусты, реки и луга, дорогу в горах. Лучше всего о содержании картин говорят их названия: “Рождение света“, „Женский силуэт“, „Белая скала“, „Вечерний пейзаж“, „Поляна“, „Вулкан на фоне заката“, „Роща в степи“, „Стража“. Агат. „Ранняя весна“. Из коллекции А.Н. Коробкова. Москва. Забайкальский сланец с прожилками манганита MnO(OH). Хранится в Московском геологическом музее им. В. Вернадского.

Chandra: Рукотворные картины Всё, о чём шла речь выше, — явления природы. Нерукотворные произведения. Но и художников издавна увлекает возможность показать различные свойства одного и того же предмета или явления. Поговорим о картинах, таящих в себе несколько изображений. На первый взгляд они покажутся вам некими „зрительными игрушками“, любопытными развлекательными загадками, не более того. Во многих случаях это так, но иногда картины со спрятанными изображения ми призывают нас задуматься над сюжетом, разгадать скрытый смысл. Например, рисунок одинокого дерева, гнущегося под напором ветра, если смотреть издали, превращается в лицо юноши. А на иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя „Мертвые души“ могучий дуб преобразуется в портрет самого писателя. Двойное изображение (дерево и профиль юноши). Иллюстрация Сергея Тюнина к поэме Гоголя „Мёртвые души“. Такой вид живописи по-английски называется „amazing art“, в переводе — „изумляющее искусство“, но в русском варианте закрепились выражения: „загадочные картинки“ или „картины с секретом“. Их создание требует от художника особого мастерства, фантазии, способности найти в несоединимых в жизни предметах общие черты. Картины такого рода — большая редкость в музеях и на выставках. А между тем жанр этот достаточно многообразен, и у него давняя история. Сохранившиеся свидетельства уводят нас на юго-восток, в Индию и Иран. Воплощая в художественных образах легенды и вероучения своих стран, с незапамятных времён мастера рисовали слонов, коней и верблюдов из сплетённых фигур людей, зверей и птиц. Кришна (земное воплощение Вишну - главного бога индуистской религии) едет на слоне Кришна (земное воплощение Вишну — главного бога индуистской религии) едет на слоне, составленном из девяти женских фигур. Фрагмент фрески в г. Джайпуре. Индия. Время создания не определено. Находясь под впечатлением старинного рисунка, где индийское божество Кришна восседает на слоне, составленном из девяти тел его возлюбленных, поэт Велемир Хлебников (это мнение автора монографии В. Иванова) написал строки о „слоне девицедымном“, который создан волшебным способом из женских тел: „Волну клыка как трудно повторить, как трудно стать ногой широкой…“ Кришна (земное воплощение Вишну — главного бога индуистской религии) едет на слоне, составленном из девяти женских фигур. Фрагмент фрески в г. Джайпуре. Индия. Время создания не определено.

Chandra: В Европе „двуликие“ картины известны с XV столетия (и даже ранее), но счастливые времена для них наступили во второй половине XVI века. Смотрите тему форума искусство метаморфозы Лучшие иллюзорные картины того времени принадлежат Джузеппе Арчимбольдо. Он родился в Италии, отец его был художником, и семья находилась в родстве с главой местной католической церкви — архиепископом Милана. Джузеппе, так же как и отец, занимался церковной живописью. Но слава его ждала в другой стране — самом сильном государстве Европы, Священной Римской империи, во главе которой стояла австрийская династия Габсбургов (столица находилась в чешском городе Прага). В 1562 году император Фердинанд I пригласил Арчимбольдо, которому исполнилось 35 лет, переехать в Прагу и стать его живописцем. Первой картиной Арчимбольдо стал, разумеется, портрет императора (не сохранился), но известность ему принесла работа „Времена года“, выполненная через несколько месяцев после приезда. Она состояла из четырёх картин: „Весна“, „Лето“, „Осень“ и „Зима„, — на которых зрители сначала видели перед собой портреты юноши, молодого и взрослого мужчины и, наконец, дряхлого старика. При ближайшем рассмотрении лицо юноши превращалось в букет цветов, лица мужчин — в россыпь ягод, фруктов, листьев и винограда, а старца — в сгнивший пень, обвитый кладбищенским плющом. Джузеппе Арчимбольдо. Цикл „Четыре стихии“: „Воздух“ (1566–1573); „Огонь“ (1566); „Земля“ (около 1570); „Вода„ (1566). “Воздух“ и „Земля“ хранятся в частных коллекциях в Базеле и Вене, „Огонь“ и „Вода“ — в Венском музее истории искусств. Эти живописные иллюзии, поразившие зрителей, оказались удачной находкой не только для художника, но и для всех трёх императоров, которым 26 лет служил Арчимбольдо. По крайней мере пять раз ему заказывали „Времена года“, чтобы отправить их в подарок другим монархам Европы. В книгах, переведённых на русский язык, другая серия картин из четырёх сюжетов, которые привлекли внимание публики, называется „Четыре элемента“ (хотя правильнее — „Четыре стихии“). „Воздух“, „Огонь“, „Земля“ и „Вода“ являют нам мужские лица, составленные соответственно из птиц, пламени, животных и рыб. Арчимбольдо оставил нам мало картин. Подписанные им собственноручно исчисляются единицами, а подлинность остальных — на совести искусствоведов. Важная часть политики и жизни императорского двора тех времён — устройство пышных празднеств, процессий и рыцарских турниров. Персонажей для триумфальных шествий заимствовали обычно из истории и мифологии. В программу театрального действа входили поединки на конях, в пешем строю и врукопашную, без оружия. На турнирах побеждал тот, кому отдавал предпочтение монарх. Подготовка большого спектакля под открытым небом требовала колоссальной работы. Видимо, Джузеппе обладал необходимыми качествами, потому что ему поручали организацию важнейших праздников, в том числе свадеб и коронаций императоров. Труд ублажать сильных мира сего нелёгок, на художественное творчество времени оставалось немного. Вот почему до нас дошло так мало картин, принадлежащих его кисти.

Chandra: Со времен Арчимбольдо, с XVII века, картины с двойственным содержанием перестали быть редкостью. Правда, высшие слои общества в значительной степени утратили к ним интерес, как к устаревшему трюку. Зато в народном творчестве и в жанре политической карикатуры двусмысленные изображения приобретали всё большую известность и популярность. Они распространялись по всей Европе. Художники разных стран, усвоив приёмы двойственного изображения, обращались в своих картинах к актуальным для их родной страны и времени сюжетам. Иван Теребенёв. „Карикатура на Наполеона“. 1813 год. Почтовая открытка из коллекции П. Цуканова. Перепечатка с немецкого оригинала. В России после войны 1812 года особенной популярностью пользовались рисунки и гравюры о победе над Наполеоном. Известные и неизвестные авторы наполняли их грубоватым юмором и насмешкой над иноземными захватчиками. Наполеона рисовали таким, каким он остался в сознании всех слоёв общества: злодеем, посягнувшим на русскую землю. Знаменитый в то время художник и гравёр Иван Теребенёв в одной из гравюр составил лицо Наполеона из изображений мёртвых тел, а саму картину снабдил пояснительной надписью: „Изображение сие — суть твоя, император Наполеон. Прусский черный орёл служит тебе шляпою. Глаз орлов заступает место банта, а когтями уцепился он за лоб твой и висок. Красного цвета воротник твой изображает пролитую тобой кровь для пресечения торговли. Рука богини мщения заменяет эполет, гроздь пальцев впилась на тебе в плечо, а грудь развивает нить паутины, изображение твоего ордена Почетного легиона, на котором сидит ещё паук — предопределяющий оную вину. Надпись Эрфурт означает орденскую ленточку, а платье твоё состоит из карты, на которой видны места проигранных тобою в последнем году баталий. Наконец, лицо твоё составлено из мёртвых тел, жертв твоего неограниченного властолюбия. Страшись!“

Chandra: На другой гравюре того же художника французский император представлен в образе царя Ирода. (По библейскому преданию, Ирод, получив известие, что в городе Вифлееме родился будущий царь, приказал умертвить там всех младенцев в возрасте до двух лет. Их оказалось 14 тысяч.) Иван Теребенёв. „Наполеон в образе царя Ирода“ (фрагмент гравюры). 1813 год. Согласно историческим документам, иудейский царь Ирод I Великий действительно отличался крайней мнительностью. По малейшему подозрению он безжалостно уничтожал людей, в том числе членов собственной семьи: так погибли две из десяти его жён и трое старших сыновей. Правда, Ирод умер за четыре года до нашей эры, то есть раньше, чем родился Иисус Христос. Впрочем, истории известен ещё один Ирод, живший во времена Христа, но он был не царём, а правителем провинции в Иудее. Продолжение в метаморфозах



полная версия страницы