Форум » Изобразительное искусство » Триумф Смерти в изобразительном искусстве » Ответить

Триумф Смерти в изобразительном искусстве

Chandra: Поскольку на форуме появилась интересная работа , восходящая к иконографии Триумфа смерти и вызвавшая интерес к теме, есть смысл глянуть на великие творения прошлого. Triumphus Mortis или Триумф смерти - один из популярнейших сюжетов искусства Средних веков и Возрождения. Человеческий век в те времена был короток, чума и прочие болезни составляли основную опасность, ну и прочее, сами понимаете, - войны, общая антисанитария - многое давало повод изображать бушующую смерть, сметающую всё на своём пути. Это картина Брейгеля.Вот здесь увеличенная версия, позволяющая рассмотреть скелеты и учиненную ими бойню. Хотя творчество Брейгеля относится к более светской культуре, чем тёмное средневековье, всё же его не могли не коснуться традиции Северного Возрождения, уходящие корнями в готику. Именно в северных европейских странах были очень сильны эсхатологические мотивы ( мотивы конца света), и именно там смерть стала изображаться в своём ужасающем виде. Любопытно, что наряду с темой триумфа смерти, порождающей монументальные полотна, появляется более камерный сюжет, на который я обратила внимание ещё в молодости, - "Пляска смерти". чудная была деревяшечка (то есть на доске написано. холстов ещё не было) в таллиннском музее, художник Бернд Нотке. Попробую разыскать. Предлагаю всем любопытствующим поучаствовать в теме и понаблюдать за её воплощением в творчестве разных авторов.

Ответов - 152, стр: 1 2 3 4 All

Chandra: большая картинка Фреска в палаццо Склафани, Палермо, 1446 Triumph of Death (ca. 1450) Anonymous, Palermo На столетие раньше Петрарка написал поэму "Триумф смерти".

Chandra: гравюра Дюрера, 16 век

Chandra: А вот и маленький фрагментик Пляски смерти, неведомо откуда.


Chandra: Скелеты - это северная традиция. В Италии смерть сеяли ангелы смерти. click here фреска собора в Кампо-Санто Хотя вот нашла картинку 15 века, итальянскую Триумф Смерти, Фреска в Ораторио деи Дишиплини г.Клузоне, Ломбардия, XV в. Знать бы ещё, где Ломбардия находится.

Alex: Мда, Мой любимейший Брейгель наворотил круто.... Если разбираться психологически... Все таки почему тема смерти так привлекательна в искусстве? Или люди таким образои избавляются от страха перед ней? Ведь притягивает, даже когда смотришь, а художника тянет рисовать... Интересно все это. И вот смотри - сейчас готская тенденция - народ надевает одежду с черепами. Все ведущие дома ювелирные создают украшения в виде черепушков... Мама дорогая, опять что ли страх смерти всеми овладел? Или как это понимать?

Zlodey: В весьма юные годы у меня сложился стих с такими строками: "Чтоб проснулись и вышли из тесных могил, отряхнув вековое безделье. Чтобы танец веселых скелетов кружил, чтоб пришло гробовое веселье. На душе моей станет легко без забот, как еще не бывало доселе. ЗакружИться из трупов лихой хоровод, и завьется в угарной метели."

Chandra: Zlodey пишет: Чтобы танец веселых скелетов кружил, чтоб пришло гробовое веселье. Этот взгляд сродни "калаверес" , не помню, как правильно пишется, calaveras. там танцующие скелеты по -своему, по-мексикански, воплощают идею жизни через смерть. Что и имеет место во многих культурах.То есть вызов смерти. небоязнь смерти. В стихах ваших мне слышится нечто подобное. Но в вашей работе подлинный триумф смерти. там она жалости не знает. Но, возможно, я ошибаюсь, поясните.

Chandra: Это не страх, это мода. Понятие "готический роман" и "готика" как умонастроение появились в 1 половине 19 века,в среде художников и писателей - романтиков. По сути готика стала тогда составляющей романтизма. Поэты- романтики устраивали тайные сборища в таинственной обстановке,пили вино из чаши в виде черепа, который передавали по кругу.

Alex: Но в любом случае - мода это или нет, явление под собой имеет психологическую подоплеку.

Chandra: Alex пишет: Но в любом случае - мода это или нет, явление под собой имеет психологическую подоплеку. Буду признательна, если кто-то объяснит, чем вызван современный готический бум. В первой трети 19 века увлечение готической культурой было связано с открытием средневековых стилей, новыми исследованиями руин, артефактов средневековой Франции. Эти научные открытия совпали по времени с эпохой романтизма, представители которой увидели в средневековой культуре недостающую филистерскому сознанию мистическую глубину и одухотворенность, что породило культ средневековья и обращение к темам средневековой истории в живописи и литературе. Оттуда же родом литературные страшилки.

Chandra: Часослов 15 века The Triumph Of Death - From A Book Of Hours 15th C. French School(- ) Vellum Bibliotheque Municipale, Moulins, France

Chandra: This triumphing Death by Alfred Rethel Это художник 19 века

Chandra: а мне нравятся изображения смерти. играющей на скрипке. Это опять Ретель by Alfred Rethel in 1851 надо найти автопортрет Бёклина,вот он впечатляет

Chandra: Почему,собственно, скрипка? вот про песочные часы знаю - скелет в капюшоне с песочными часами в руках. Часы - символ кратковременной человеческой жизни.

Chandra: This color drawing on parchment by an anonymous master of the beginning of the 16th century http://www.lamortdanslart.com/triomphe/triumph.htm

Chandra: Пляска смерти Там много панелей, они в разных музеях сейчас находятся. как отдельные произведения, но на самом деле они соединялись друг с дружкой в панораму Вот это и есть Бернд Нотке ....в эпоху Средневековья образ смерти превращается в символ потрясающей силы. «Танец смерти» (danse macabre), особенно широко распространился в Европе в 14 в., в периоды эпидемии чумы. В социальном смысле этот танец, как и сама смерть, уравнивал представителей разных сословий. В годы чумы «танец смерти» часто перерастал в истерическое веселье. Обычно он начинался быстрой пляской; затем один из танцоров внезапно падал на землю, изображая мертвого, а остальные продолжали танцевать вокруг него, представляя в пародийном виде оплакивание покойника. Если мертвеца изображал мужчина, его возвращали к жизни поцелуи девушек; если девушка – ее целовали мужчины. После «воскрешения» следовал общий хороводный пляс. Образ Смерти в искусстве Средневековья Виль Мириманов, доктор искусствоведения The dance of death of the Jesuits' college in Lucerne The dance of Death, Kermaria church

Chandra: перед смертью все равны

Alex: Скрипка - песнь смерти.... Уф, мурашки..

Chandra: by Vincent de Kastav in 1474. Югославия

Chandra: Вот таллинские картинки, в продолжение любекских (выше - Бернд Нотке)

Chandra: Опять Югославия (Словения) Из германских манускриптов здесь кардинал изображён король адвокат девушка ну там их ещё полно, вся человеческая иерархия

Chandra: Вот нашла грандиозную галерею, посвящённую танцам смерти. и прочим средневоковым страстям http://www.godecookery.com/macabre/macabre.htm Это солдат, Гольбейн

Chandra: Ещё одна очень впечатляющая страница, посвящённая Триумфу смерти http://www.cathedral.net.ua/articles_preview_1_44.htm Часовня Disciplini (Св. Бернардино) и ее фрески Часовня особенно известна своими внешними фресками на тему смерти (внутренние своды часовни хранят фрески об истории жизни Иисуса Христа, и они являются менее известными). Часовня DiscipliniЧасовня Disciplini была названа вслед за одноименным братством, которое находилось в этих краях. Иногда это братство называют братством Святого Бернарда и Марии Магдалены. Часовня расположена на западной стороне от Базилики Клузона, и войти в нее можно с главной улицы, либо с улицы Св. Бернарда. Часовня особенно известна своими внешними фресками на тему смерти (внутренние своды часовни хранят фрески об истории жизни Иисуса Христа, и они являются менее известными). Состоящая из трех частей композиция фресок - "Триумф смерти", "Танец смерти" и "Грехи и добродетели" - расположена на восточном фасаде часовни. Работа датируется 1485 годом, что можно прочесть слева на фреске Триумфа. Можно сказать, что композиция является уникальным синтезом тем, посвященных танцу смерти, что были проиллюстрированы различными фресками по отдельности. Такого рода фресок хранится много по северной Италии и другим уголкам Европы - от Франции до Латвии; от Швейцарии до Финляндии. Королева смерти, с короной и в плаще, расположена наподобие Христа на престоле; престол является склепом. Он полон змей, жаб и скорпионов. В ногах Королевы смерти находятся тела в состоянии тлена двух самых важных авторитетов того времени - Папы и Императора. Триумф смерти У склепа расположен ряд персонажей. Некоторые из них выступают с предложением подарков Королеве - это деньги, драгоценные камни и короны. Фреска изображает кого-то смирившимся со смертью, кого-то молящимся, кого-то о чем-либо упрашивающим Королеву, кого-то считающим свои дни, кого-то пребывающим в отчаянии -- все это на фоне уже пораженных смертными стрелами слуг смерти тел умерших. Смерть держит два свитка. На левом - начертана следующая фраза: "Мое имя Смерть и я поражу тех, чья судьба опечатана. Ни один человек не является настолько сильным, чтобы избежать меня". На правом свитке стоит следующая фраза: "я есть Смерть, и я справедлива к каждому. Мне нужны лишь вы, а не ваше богатство. я достойна того, чтобы носить корону, ибо я являюсь госпожой всякого человека". Танец Смерти Под фреской Триумфа изображен хорошо известный Танец Смерти, являющийся популярной и широко распространенной темой в живописи. На разделяющей ленте фрески можно прочесть: "Ты, чистосердечный слуга Божий, не бойся вступить в этот танец, потому как каждый рожденный должен умереть". Фреска действительно изображает танец; расположение фигур указывает на процессию, разворачивающуюся перед зрителями. Возможно, на недостающей правой части были изображены скелеты-музыканты, с целью лучше охарактеризовать Танец.

Zlodey: Chandra! Спасибо, что показали Брейгеля. Честно, не видел. От того впечатление от картины еще сильнее. Почувствовал разительное сходство с моей работой. Не только в сюжете. Но и в мироощущении. Даже в красках есть похожие мотивы.

Chandra: Zlodey пишет: Chandra! Спасибо, что показали Брейгеля. Честно, не видел. От того впечатление от картины еще сильнее. Почувствовал разительное сходство с моей работой. Не только в сюжете. Но и в мироощущении. Даже в красках есть похожие мотивы. Я думаю, эта картина оказала сильное влияние на творчество многих художников. Вы не видели Брейгеля, но возможно вы видели других его последователей. Мы живём в век постмодернизма, когда произведением искусства часто становится другое произведение искусства, и иногда сам автор не отдаёт этому отчёта, потому что многие вещи закрепились в нашем сознании на уровне архетипов. Лично мне так кааэтся

inki: Да......ШОК от объёма работы Пойду забудусь

Robi: По исследованиям ведущих психологов половина населения страны или в ней жить не хочет или вообще не хочет. В лучшем случае будет буря...

inki: Robi пишет: половина населения страны Роби о какой стране речь? Я из второй половины

Robi: Инки, о России идет речь. Ляля, вот нашел интересную цитату по теме: "Один знатный перс прогуливался однажды по саду в сопровождении слуги. И вот слуга, уверяя его, что видел сейчас Смерть, которая ему угрожала, стал умолять дать ему самого быстрого коня, чтобы он мог вихрем умчаться отсюда и вечером быть уже в Тегеране. Хозяин дал ему такого коня, и слуга ускакал. Возвращаясь домой, хозяин сам увидел Смерть и спросил: "Зачем ты так испугала моего слугу и угрожала ему?" "Вовсе нет, - ответила Смерть, - я не пугала его, я сама удивилась, что он еще здесь - ведь я должна встретиться с ним сегодня вечером в Тегеране". Из книги Виктора Франкла "Сказать жизни "Да": психолог в концлагере"

Chandra: Robi пишет: ведь я должна встретиться с ним сегодня вечером в Тегеране". Да уж.

inki: Robi пишет: Инки, о России идет речь. .....Роби! География здесь не уместна Ты хочешь сказать, что в Америке эта проблема микроскопична? Да там же даже собак антидепрессантами научились кормить! И еще навскидку - в прошлом году проводился опрос про счастье - по мироощущению людей. Самыми счастливыми оказались датчане ...плюс почти самый высокий уровень суицидов.. Так что, глобализация

Chandra: Варварская энциклопедия: Пляска Смерти

Zlodey: Некоторые, из ниже приведенных гравюр, видел раньше. Сюжет там близок, но немного другой С Брейгелем же полное совпадение художественного замысла. Мелькнула сначала тень - "все лучшее сотворено до нас". Однако в таком совпадении я усмотрел другой смысл - Значит все не просто так" Если я это нарисовал, значит это нужно было сделать. И еще. Я делал эту работу интуитивно. И только сейчас понял - что именно я рисовал.

Chandra: Zlodey пишет: Я делал эту работу интуитивно. И только сейчас понял - что именно я рисовал Браво! Это речь истиного художника!

Chandra: Cartesian Dance of Death in Kralovo Pole Illustration depicting the "Dance of Death," by J. Johann Soldermeyer Aus dem Berner Totentanz des Niklaus Manuel. Der Tod und der Herzog

Chandra: А это о каталонской пляске смерти, которую до сих пор танцуют на Страстной недели молодые люди в провинции Жирона ( у испанцев тема смерти главная тема и этим они меня потрясают!) «Dansa de la mort» позволяет непосредственно проследить христианизацию церковью (а в данном случае — конкретно монахами) похоронных обрядов, несомненно, восходящих к глубокой древности. Текст и музыка этой пляски дошли до нас благодаря рукописи «Алая книга» (XIV век), сохранившейся в Монтсеррате и пережившей наполеоновское опустошение. Будучи недавно заново исследованы, они приобрели актуальность: в 1973и 1978 годах эта пляска была исполнена в церкви Монтсеррата,а в 1978 году — в Барселоне, Сенте, Этампе, Кёльне, Кирхенхайме и Берлине в рамках «недель Каталонии». Вот ее суровые наставления в переводе с латыни (Ad mortem festinamus...): ПРИПЕВ (торнада): Все мы к смерти спешим, Перестанем же грешить, перестанем же грешить. СТРОФА (кобла): Я хочу говорить о презрении к миру, Чтобы люди не прельстились мирской суетой, Пришло время восстать от коварного смертного сна. от коварного смертного сна. Все мы к смерти спешим... Скоро закончится краткая жизнь: Придет быстрая смерть и не пощадит никого. Смерть убивает всех. Не жалеет она никого. не жалеет она никого. Все мы к смерти спешим... 95 Если не обратишься ты, если не будешь смиренным, Если ты не изменишь жизнь, чтобы делать добрые дела, Ты не сможешь войти, подобно блаженным, в царство Божие, подобно блаженным, в царство Божие. Все мы к смерти спешим... Когда — в последний день — затрубит труба, Когда придет Судия, Он призовет избранных на их вечную родину, а проклятых ввергнет В ад, а проклятых ввергнет в ад. Все мы к смерти спешим... Сколь счастливы будут те, кто будет царствовать вместе с Христом! Они увидят его лицом к лицу. Они будут петь: Да святится имя твое, Бог сил, имя твое, Бог сил. Все мы к смерти спешим... Сколь печальны будут обреченные на вечные муки! Их страдания не закончатся и не истребят их. Увы, увы! О, несчастные! Никогда им не выйти оттуда, никогда им не выйти оттуда. Все мы к смерти спешим... Пусть все правители нашего времени и сильные мира сего, И священники, и все вельможи Станут совсем маленькими. Пусть они отбросят Гордыню, пусть они отбросят гордыню. Все мы к смерти спешим... Братья мои, если мы будем, как подобает, созерцать Страсти Господни И горько плакать, Он будет беречь нас как зеницу ока и отвратит нас от греха, и отвратит нас от греха. Все мы к смерти спешим... Святая Дева дев, увенчанная на Небесах, Будь нашей заступницей перед Сыном, И стань той посредницей, что примет нас после здешнего изгнания, примет нас после здешнего изгнания. Все мы к смерти спешим...

Zlodey: Alex пишет: опять что ли страх смерти всеми овладел? Или как это понимать? Alex пишет: Но в любом случае - мода это или нет, явление под собой имеет психологическую подоплеку. Alex! Мне импонируют Ваши попытки объяснить с точки зрения психологии, но с моими работами, второй раз мимо. Не обижайтесь. У меня сложилось ощущение, что та психология, которую преподают, старается запихнуть поведение человека в очень узкие рамки. Причем, стандартного образца. Имею мнение, что если что-то на что-то похоже, не обязательно, что оно тем и является. Бывают исключения. Кстати, в животном мире есть масса таких примеров.

Zlodey: Не можете спросить у Брейгеля, спросите у меня: что толкало меня на такое творчество?

Chandra: Zlodey пишет: Не можете спросить у Брейгеля, спросите у меня: что толкало меня на такое творчество? Ну мы к тому и ведём. Колитесь. Я потом попробую отсканировать фотографии с картин моего покойного друга , от давней дружбы сохранились. Тоже в тему.

Chandra: Арнольд Бёклин, немецкий символист, конец 19 века автопортрет



полная версия страницы