Форум » Изобразительное искусство » Обманки как художественный феномен » Ответить

Обманки как художественный феномен

Chandra: Один из типов европейского натюрморта - "trompel'oeil" ("обманка"). Обманка - иллюзия или мистификация? ГРАФИН Вода в графине - чудо из чудес, Прозрачный шар, задержанный в паденье! Откуда он? Как очутился здесь, На столике, в огромном учрежденье? Какие предрассветные сады Забыли мы и помним до сих пор мы? И счастлив я способностью воды Покорно повторять чужие формы. А сам графин плывет из пустоты, Как призрак льдин, растаявших однажды, Как воплощенье горестной мечты Несчастных тех, что умерли от жажды. Что делать мне? Отпить один глоток, Подняв стакан? И чувствовать при этом, Как подступает к сердцу холодок Невыносимой жалости к предметам? Когда сотрудница заговорит со мной, Вздохну, но это не ее заслуга. Разделены невидимой стеной, Вода и воздух смотрят друг на друга... Александр Кушнер, 1962

Ответов - 37

Chandra: Историю обманок открывает "Натюрморт" итальянского художника Якопо де Барбари (1504), в котором главное внимание уделено иллюзионистически-точной передаче предметов. Особенно популярны обманки стали в 17 и 18 вв. В России 18 в. натюрмотра как "законного" жанра искусства не существовало, зато обманки пользовались спросом. Развлечение своего рода - наблюдать, как гость или прислуга пытается прогнать муху, ползущую по письменному столу с бумагами. потом оказывается,что и муха, и бумаги,и прочие мелочи вроде ключей, старых писем, затертых игральных карт - нарисованы

Chandra: Giuseppe Arcimboldo, The Vegetable Gardener, a visual pun which can be turned upside down. c.1590.

Chandra: A Hunting Still Life by Johannes Leemans 1660


Chandra: Лотман: Крайним выражением этой тенденции могут считаться миниатюры Федора Толстого, воспроизводящие капли воды, упавшие на рисунок, и ползающих по нему мух, и натюрморты, выполненные в жанре «trompe l’oeil»*. Таковы прославленные «Шкафы для украшений» Георга Хинца, «Доска с рисунком и отпечатком» М. Эккардта, натюрморты Г. Теплова, А. Мордвинова и др. Георг Хинц / Hinz, Johann Georg Григорий Николаевич Теплов Натюрморт с нотами и попугаем. 1737. На первый взгляд натюрморты этого типа могут показаться то ли данью примитивному натурализму, то ли чем-то относящимся к внехудожественному иллюзионизму, «tour de force», демонстрирующим ловкое мастерство и более ничего. Такое представление ошибочно: перед нами игра на грани, требующая изощренного семиотического чувства и свидетельствующая о сложных динамических процессах, которые, как правило, протекают на периферии искусства еще до того, как захватывают его центральные сферы. Именно имитация подлинности делает понятие условности осознанной проблемой, границы и меру которой нащупывают и художник, и его аудитория. Если с этой точки зрения посмотреть, например, на акварель Ф. Толстого «Цветок, бабочка и мухи» (1817, ГРМ), то нетрудно заметить, что на лежащем перед нами листе художник сталкивает разные типы условности: бабочка и цветок «как бы нарисованы», а капли воды на рисунке и мухи, ползающие по нему и пьющие эту воду, «как бы настоящие». Таким образом, бабочка и цветок становятся рисунками рисунка, изображениями изображения. Для того чтобы зритель уловил эту игру, ему необходимо тонкое ощущение семиотических регистров, ощущение рисунка как невещи, а вещи как нерисунка. Граф Федор Петрович ТолстойЦветок, бабочка и мухи. 1817. Граф Федор Петрович ТолстойЯгоды красной и белой смородины. 1818. http://philologos.narod.ru/lotman/

Chandra: С. ван Хогстратен / Samuel van Hoogstraten Trompe l'oeil-stilleven. 1664. Вещи и люди нас окружают. И те, и эти терзают глаз. Лучше жить в темноте. Я не люблю людей. Внешность их не по мне… Вещи приятней. В них нет ни зла, ни добра внешне. А если вник в них - и внутри нутра. Преподнося сюрприз суммой своих углов вещь выпадает из миропорядка слов. Вещь не стоит. И не движется. Это - бред. Вещь есть пространство, вне коего вещи нет. из стихотворения И.Бродского "НАТЮРМОРТ "

Chandra: Себастьян Боннекруа Стена в мастерской художника / Trompe l'Oeil Studio Wall. 1668. Здесь элементом обманки становится натянутый на подрамник натюрморт типа «Vanitas". Это характерный джля многих натюрмортов приём "искусство в искусстве", усиленный эффектом иллюзии. Лотман: Следует также отметить, что свойственное «trompe l’oeil» повышение меры иллюзорности сопровождается одновременно и повышением меры условности: увеличивается вещная реальность, но уменьшается реальность пространственная. Обманки стремятся к плоскостному, двухмерному миру, строго фиксированной точке зрения зрителя. Не случайно идеальным объектом изображения в таком натюрморте является стена и прикрепленный к ней лист бумаги или столешница с положенной на нее акварелью. Взгляд зрителя направлен перпендикулярно плоскости рисунка – горизонтально или сверху вниз.

Chandra: С. ван Хогстратен / Samuel van Hoogstraten Trompe-l'oeil-Stilleben, signiert und 1655 datiert Frederic Edwin Church Lettre de vengeance (avant 1892) Laurent Dabos (1762–1835) Trompe l'Oeil with a print of Tsar Alexander I of Russia, together with other prints and drawings behind a broken pane of glass oil on panel Louis Leopold Boilly (1761–1845) Grappe de raisin en trompe l'oeil

Chandra:

Chandra: Фюзели "Обманка" здесь

Chandra: Pere Borrell del Caso (Spanish, 19th century), Escaping Criticism, 1874

ealwin: Очень интересная, я бы сказала, просто захватывающая игра свето-тени, которая так разламывает пространство! А Вы не подскажите, когда появилась любовь к "обманкам" в живописи, и с чем связано её появление? Были ли предтечей "обманок" тщательно выписанные голландские натюрморты? Сыграли ли "обманки" какую-либо роль в фотографии?

Chandra: ealwin , здрасьте, и читайте тему, всё написано. Предшественником их видимо стало творчество Арчимбольдо. тоже в теме.

Chandra: Дом, кажется жилой, в Лионе. Франция

Chandra: Современные обманки с сайта http://www.hezicostarot.com/ но они гораздо слабее старинных

Chandra: П. Г. Богомолов. «Книги». 1737. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва. Иллюзионизм (франц. illusionisme, от лат. illusio - обман, насмешка), имитация видимого мира в произведениях изобразительного искусства, создание впечатления реально существующих предметов и пространства. Иллюзионизм (эстетич.) предполагает зрительное стирание грани между условным миром изображения и реальной действительностью, их перетекание, активное взаимодействие, зрительную подмену или кажущееся уничтожение вещественного материала (из которого состоит само произведение), плоскости стены или картины. Иллюзионизм (эстетич.) появляется в античной живописи, играет заметную роль в искусстве Возрождения, становится одним из главных принципов монументально-декоративного искусства барокко (в интерьере стиля барокко конкретное архитектурное пространство сливается с устремляющимся в бесконечность иллюзорным живописным пространством); Иллюзионизм (эстетич.) встречается и в станковом искусстве (например, живописные, реже - графические натюрморты-«обманки» 18 в., акварели Ф. П. Толстого в России). http://bse.sci-lib.com/

Rina: Какая же интересная тема! Кусковские-то обманки хорошу помню, а вот о других почти ничего и не знала. Спасибо!

Chandra: Жанин Делапорте(Janine DELAPORTE )

Chandra:

Chandra: The Art of Illusion http://www.askart.com/

Alex: Это потрясающе... Я бы назвала это - виртуозная игра с тенью. За счет тщательного и точного прорисовывания тени у предметов появляется обьем. Вот тут еще - Обьемные рисунки на асфальте. Тоже игра с тенью..

Chandra: John Frederick Peto, Reminiscences of 1865, after 1890 иллюзии в технике интарсии Fra Giovanni's Intarsia Polyhedra отсюда

Chandra: Juliette Artistides

Chandra: Cornelis Gijbrechts (Flemish, c. 1630 - after 1675), Trompe l'oeil, oil

Chandra:

Chandra: Вот с одного сайтика материал: http://bridge.skyline.net/ В данном случае это,наверное, всё же мистификация.

Chandra:

Alex:

Chandra: Креспи Джузеппе Мария Натюрморт с книжными полками. Около 1725

Chandra: Bruno Di Maio Carmina non dant panem Panem semper

Chandra: Курт Веннер Вот интересно, как это с разных сторон смотрится? Слева, справа,... Д.ди же отовсюду смотрят..

Chandra: картинки отсюда, ещё есть

Alex: Вы задали такой вопрос, который подразумевает ваши обширные знания))) наверное вы знаете больше. Игра свето-тени меня саму восхищает - это потрясающе. Давайте знакомиться и добро пожаловать на форум..

Chandra: Про фотографию ничего не могу сказать.

Chandra: нашла в одном ЖЖ интересные обманки Perricci Ignazio (деталь росписи потолка) Perricci Ignazio - общий вид Anonyme, 1842 John Frederick Peto, 1885 Louis Léopold Boilly William Michael Harnett источник

Chandra: 3D рисунки на стенах от John Pugh отсюда

Chandra: Искусство обмана Не пытайтесь поймать бабочку, которая села на газету. Не старайтесь снять улитку, которая ползет по тарелке, и даже не мечтайте познакомиться с девушкой, которая только и делает, что подмигивает вам, — все это бесполезно, когда речь идет о произведениях знаменитого итальянского фантазера и выдумщика Пьеро Форназетти. Текст: Екатерина Афонченкова источник Именно Пьеро Форназетти (1913–1988) принадлежат одни из самых узнаваемых творений итальянского дизайна. Именно Форназетти, в совершенстве овладев искусством trompe l’oeil (изображений-обманок, построенных на оптических эффектах искажения перспективы), превращал мебель в архитектурные объекты, заставлял газеты принимать форму пепельниц, заселял поверхности комодов разноцветными бабочками и наносил изображения Адама и Евы на шезлонги. Его произведения всегда узнаваемы — это тот редкий тип дизайнеров, обладающих собственным неповторимым стилем. Его работы — это смесь иллюзионизма и архитектурных перспектив. Его излюбленные темы — солнце, игральные карты, рыбы, бабочки, книги и архитектура. Однако самый известный и частый мотив творений итальянского художника, скульптора и создателя более 11 тысяч авторских предметов — изображение лица оперной певицы Лины Кавальери. Форназетти нашел ее портрет в журнале XIX века и не смог остановиться. Создав более 500 различных ее изображений, он сделал лицо Кавальери своим фирменным знаком. После смерти художника дизайнерскую империю Форназетти унаследовал его сын Барнаба. Возглавив «Ателье Форназетти», Барнаба, художник и реставратор, продолжил дело своего отца. Создавая новые прототипы, он продолжает выпускать мебель и предметы интерьера с оригинальными рисунками и с трепетом относится ко всему, что связано с именем его отца. - Мода на работы Форназетти началась в начале 80-х, и с тех пор оригинальные произведения выставляются на аукционах и успешно продаются. Вы можете описать типичного поклонника марки Fornasetti? - Трудно дать точное описание поклонника стиля Форназетти. Им может оказаться и человек в возрасте, который связывает работы Форназетти с ушедшей эпохой, и молодой студент, и актер, звезда шоу-бизнеса (кстати, Элтон Джон является большим поклонником работ, выпущенных нашим ателье), да кто угодно. Заказы приходят в офис со всех точек мира — в последнее время много запросов поступает из Новой Зеландии. Самое важное, что предметы от Форназетти поразительно жизнеспособны — они могут быть переданы в наследство, подарены или перепроданы, но никогда — выброшены! - Несколько лет назад на аукционе Christie’s секретер, оформленный Пьеро Форназетти в 1949 году, был оценен в £80 тысяч. Где можно найти подлинные, оригинальные предметы, способные стать не только гордостью коллекции, но и отличным вложением средств? -В то время как американские современники отца пользовались всеми выгодами массового производства, он трудился в своей маленькой миланской мастерской, выпуская предметы лимитированными тиражами. Поэтому найти оригинальные предметы сегодня довольно сложно. Возможно, кое-что можно обнаружить в европейских антикварных магазинах. Есть смысл попробовать поискать на итальянских блошиных рынках. Кстати, недавно мой друг нашел подписанную тарелку 1950 года в лавке старьевщика в Бронксе. - Мы можем найти оригинальные рисунки Форназетти везде: от предметов интерьера до галстуков, зонтиков и постельного белья. Чем руководствуется художник при выборе поверхностей? -Мой отец мог позволить себе экспериментировать с абсолютно разными поверхностями. Для его творчества не было границ: это могли быть шляпы, жилеты, пепельницы, стулья, посуда, кабинеты, фортепьяно, магазины, автомобили — все эти предметы изменялись неожиданными рисунками, технику нанесения которых он тщательно скрывал от посторонних. В самом начале он научился наносить рисунок на каменную поверхность, потом в области его экспериментов оказалась цинковая посуда, затем он начал оттачивать технику перенесения рисунка с использованием специальной бумаги, с помощью которой наносил изображение на лакированную поверхность мебели и других объектов. Впоследствии он работал буквально со всем, что попадалось ему на глаза: он говорил, что весь секрет в силе воображения. Что касается меня, то я не могу позволить себе такой широты выбора поверхностей и работаю в уже заданных рамках. Я сам рисую, некоторые вещи сделаны мной абсолютно самостоятельно, но я стараюсь сохранять стиль и традиции, переданные мне отцом. - По какому принципу выпускает работы современное ателье Форназетти? -Отец оставил после себя огромный архив: несметное количество рисунков и эскизов, большинство из которых не были использованы. Ежегодно производство отдельных копий приостанавливается, а новые предметы занимают их место. Какие-то серии намеренно лимитируются. Например, серию тарелок-календарей, которая ежегодно выпускалась отцом с 1968 года вплоть до его смерти, я ограничил до 700 копий в год. Как и много лет назад, все предметы расписываются вручную, на всех образцах выставляется порядковый номер, общее количество копий, произведенных в течение года, и, соответственно, дата выпуска. - Существует мнение, что вещи от Fornasetti настолько самобытны, что их сложно вписать в интерьер… -Вещи Fornasetti хорошо сочетаются с любыми стилями, от классики до минимализма. С другой стороны, надо понимать, что наши предметы, являясь сами по себе отдельными произведениями, разбивают пространство и заставляют его заново строиться вокруг себя. Вообще, отец считал, что все зависит от воображения человека. Например, для нашей виллы на озере Комо он придумал интересное интерьерное решение: у каждой комнаты виллы был свой цвет. Но это не значит, что все они были выкрашены в один определенный цвет. Например, в красной комнате на полках стояли только книги, в названиях которых встречается слово «красный». Отец обладал потрясающим воображением, и все вокруг превращалось в благодатную почву для его фантазий. Надеюсь, у меня это тоже получается. По материалам «Буржуазного журнала».

Chandra: тема перенесена http://ultrafiolet.forum2x2.ru/forum-f8/tema-t139.htm



полная версия страницы