Форум » Изобразительное искусство » Сады Любви в искусстве » Ответить

Сады Любви в искусстве

Alex: Одним из центральных мотивов куртуазных произведений искусства был так называемый “Сад любви”. Этот образ впервые появился в “Романе о Розе” - французской аллегорической поэме, посвященной куртуазной любви. Сам Сад любви, полный разнообразных животных и пышно цветущих растений, также символизирует куртуазную любовь. Во многих случаях на подобных изображениях появляется мотив зеркала. Но его символика не столь однозначна: ведь зеркало - это и символ тщеславия, и напоминание о Нарциссе, погибшем от любви к собственному отражению в ручье. Влюбленных часто изображали в подобной обстановке, которая изобилием животных, цветов и деревьев явственно намекала на другой сад - Эдемский. Придворное изобразительное искусство активно заимствовало композиции и иконографию произведений религиозной живописи. В позднесредневековых изображениях человеческой души и добродетелей и в аллегориях на библейские темы зачастую вообще невозможно провести четкую границу между христианским и куртуазным содержанием.

Ответов - 34

Chandra: тема перенесена http://ultrafiolet.forum2x2.ru/t442p15-topic#5410

Alex: Сад Любви Рубенса Эту картину Рубенс писал для себя, а не на заказ. Картина считается своеобразным признанием художника в любви к своей второй супруге Елене Фоурман. В картине много личного, она отражает отношение художника к жизни, его душевный подъём. Овдовев, 53-летний Рубенс в 1630 г. женился на 16-летней девушке. Хотя разница в возрасте была существенной, супружеские отношения, как и в первом браке художника, складывались очень гармонично. На картине бросается в глаза внешнее сходство изображённых женщин: прямой нос, слегка выпуклые глаза, светлые волосы, пышность форм. Они похожи на Елену Фоурман, которая часто позировала своему мужу. Однако и у обоих мужчин наблюдается сходство в чертах лица, в частности, их бородки-эспаньолки. Они похожи на художника, несмотря на то, что ко времени создания картины он выглядел уже значительно старше. Создаётся впечатление, что от счастья, которое художник обрёл в своей новой любви, он помолодел и многократно увековечил на картине себя и свою спутницу жизни. Картину стоит рассматривать как некую историю и не справа налево, как кажется с первого взгляда, а, напротив, слева направо. В левой части влюблённый мужчина обнимает молодую женщину, она же находится в нерешительности, его прикосновения осторожны, в его позе и нежном взгляде отражается просьба отбросить холодность. В центре картины сидят три женщины, они символизируют три разных формы любви: экстатическую — женщина смотрит прямо, рассудительную — женщина смотрит на зрителя и материнскую — женщина с маленьким амурчиком на коленях. Неслучайно молодая женщина, изображённая в левой части полотна, появляется в своём синем платье в центре картины снова. Её взгляд отражает любопытство и желание любви, под чары которой она попала. В финале истории, справа мужчина и женщина в роскошных одеждах спускаются по лестнице. Мужчина держит уверенную в себе и гордую даму под руку. Их вид говорит об одном: они поженились.

Alex: Garden-of-Love-van-Mander Карел ван Мандер — голландский художник, драматург и искусствовед. Ван Мандер был весьма наблюдателен: прожив в Риме три года с 1574 по 1577 он был первым, кто обнаружил римские катакомбы. На обратном пути в Голландию он посетил Вену и вместе со скульптором Хансом Монтом воздвиг триумфальную арку для императора Рудольфа Второго. Будучи в Италии, ван Мандер прочитал знаменитые жизнеописания художников, составленные Вазари. Вдохновившись этой работой, он написал в стихах основательный труд под названием «Книга о художниках». Эта книга стала первым энциклопедическим искусствоведческим трудом в Северной Европе. Одним из учеников Карела ван Мандера был великий Франс Хальс, который, как и полагает гениям, не перенял маньеризм своего учителя, но открыл собственное уникальное сочетание барокко и реализма. http://burrru.livejournal.com/ По ссылке любопытная картина Игра в шахматы Посмотрите!

Alex: GARDEN OF LOVE by VICTOR BREGEDA

Alex: The Housebook Master (?), Garden of Love, from The Housebook, 1475-1485 Collection of the Princes of Waldburg-Wolfegg Удивительно интересно прочитывать аллегории, которые художник написал в своей картине... Не всегда это удается, не всегда понятны те или иные символы... А вот Сад Любви Василия Кандинского. The Garden of Love (Improvisation Number 27), 1912 Wassily Kandinsky (French, born Russia, 1866–1944) Жду, что придет Ляля, и придаст теме блеск и завершенность. Константину Петровичу респект отдельный , за идею и подсказки.

Alex: Сад Любви Уильяма Блейка SONGS OF EXPERIENCE by WILLIAM BLAKE THE GARDEN OF LOVE I laid me down upon a bank, Where Love lay sleeping; I heard among the rushes dank Weeping, weeping. Then I went to the heath and the wild, To the thistles and thorns of the waste; And they told me how they were beguiled, Driven out, and compelled to the chaste. I went to the Garden of Love, And saw what I never had seen; A Chapel was built in the midst, Where I used to play on the green. And the gates of this Chapel were shut And "Thou shalt not," writ over the door; So I turned to the Garden of Love That so many sweet flowers bore. And I saw it was filled with graves, And tombstones where flowers should be; And priests in black gowns were walking their rounds, And binding with briars my joys and desires. САД ЛЮБВИ Я отправился в Сад Любви. Я и раньше бывал там не раз. Но, придя, я его не узнал: Там часовня стояла сейчас. Дверь в часовню была заперта. "Бог накажет" - прочел я над ней. Я прочел, оглянулся вокруг: Не узнал ни дерев, ни аллей. Там, где было просторно цветам, Тесно жались могилы теперь, И священники в черном шли шагом дозорным И путы печали на любовь налагали. Перевод В. Л. Топорова

Chandra: Прелесть какаяяяяяяяяя!!!!!!!! Я потом, щас некогда! Ты молодец!!!

Chandra: Алекс! Здесь не хвататет "Сада наслаждений" Босха. Вот это зрелище!!!! И ещё вспоминаю, что у Кранаха старшего есть подобная тема. Там вроде бассейн с влюблёнными. поищу или сама поищи.

Chandra: Из книги Д.С. ЛИХАЧЕВА "ПОЭЗИЯ САДОВ": В позднее Средневековье на Западе появились "сады любви": сады, предназначенные для любовных уединений, а также просто для отдыха от шумной придворной жизни. Здесь занимались музицированием, рассказывали различные истории, читали книги, танцевали, играли в шахматы и "марелль". Такие замковые сады имели посредине небольшие бассейны для купаний. Изображение "сада любви" сохранилось в итальянской рукописи. Молодые люди, юноши и девушки, купаются в Фонтане Юности, пьют вино и наслаждаются музыкой. Сады стали "садами удовольствий", появилось стремление к престижности. Богатый сад поднимал престиж владельца. (Стоимость сада в конце XVIII и начале XIX в. обычно была почти равной стоимости дворца). Прекрасное описание позднесредневекового сада - в Третьем дне "Декамерона" Боккаччо.

Chandra: левая ( кажется) створка триптиха "Сад наслаждений" большая картинка о "гомосексуальном" содержании картины «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Едва ли триптих мог находиться в церкви в качестве алтаря, однако все три картины, в общем, согласуются с другими триптихами Босха. Возможно, он выполнил эту работу для какой-то небольшой секты, исповедовавшей «свободную любовь». Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. Непреходящее очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей. На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю. В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений. Сад земных наслаждений — это изображение Рая, где упразднён естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей. Федерико Дзери Центральная часть На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и — прежде всего — окрыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки; несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха, и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, там и сям расставленными в этой толпе. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Левая створка Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое. тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем. На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображёна сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая (как в «Возе сена», а их соединение Богом. Взяв Еву за руку, Бог подводит её к только что очнувшемуся ото сна Адаму. и кажется, что тот смотрит на это создание со смешанным чувством удивления и предвкушения. Сам Бог гораздо моложе, чем на прочих картинах, он предстаёт в облике Христа, второго лица Троицы и воплощённого Слова Бога. Правая створка («Музыкальный Ад») Правая створка получила своё название из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом — монстром с рыбьей мордой. Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке — кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь. На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Литературным источником босховского Ада музыкантов считается сочинение «Видение Тундала», изданное в Хертогенбосе в 1484 г., подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Эти образы навеяны старинной нидерландской поговоркой, смысл которой схож с нашим выражением «по тонкому льду». Чуть выше изображены люди, как мошкара слетающиеся на свет фонаря; на противоположной стороне «обречённый вечной погибели» висит в «ушке» дверного ключа. Дьявольский механизм — вычлененный из тела орган слуха — составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, приклеплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни. Википедия, ссылка не копируется

Николай-СПб: Можно маленькую отсебятинку про сады удовольствий? Про Босха заговорили, навеяло. (Если не в тему - уберите, пожалуйста) The Garden of Earthly Delights

Eos: Ой, какая красота! Я срочно покупаю фотоаппарат! А какой нужно, чтобы такое маленькое чудо можно было фоткать?У меня эмоций не хватает!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Chandra: нужна пушка

Eos: Chandra пишет: нужна пушка Ага, пушка с мушкой. Вот сразу зарубили меня, как фотографа. Вдохновили, блн... Что есц "зеркалка"?

Chandra: Eos пишет: Что есц "зеркалка"? Это и есть пушка

Alex: Строго говоря, нужен Мастер Но современные фотоаппараты все имеют режим макросъемки, но зеркалка делает сногсшибательные снимки, а обычные фотки нужно править в фотошопе... Николай, потрясно! А босх так и не грузица!

Chandra: Щас поищу свою фоту с пушкой в руках, но у Николая наверняка круче.

Chandra: Плохо видно, но объёктив выдвигается как труба. Большая таакая соня..Тяжело таскать. я рада до смерти, что теперь у меня есть маленький фотик, хотя в нём у меня всё расплывчато получается.

Chandra:

Николай-СПб: Eos, Alex, Chandra спасибо! Насчет фотика это уж точно точно off, но ("по секрету") мой макрушный инструмент совсем простенький, мыльница FZ5 + макро-линза на объектив. Все вместе < 400 еврорублей. А если снимать зеркалкой, то макро-комплект обойдется где-то под 2000...

Chandra: не знаю, как называется этот музыкальный инструмент. по английски - Double Virginal, 1581 автор - Hans Ruckers the Elder (Flemish, ca. 1545–1598) , Ханс Ракерс Старший, фламандская школа Из коллекции Метрополитен-музея. Перевод через автоматический переводчик: На внутренней стороны крышки находится изображение Сада наслаждений, автор которого неизвестен. Тема приёма гостей на природе ( загородное гулянье, пикник), из которых эта является ранним примером, стала популярным жанром в Нидерландах 17 столетия, восстанавливая старую художественную традицию Сада Любви. Аристократы предаются различным забавам на лугу перед замком – обедают на свежеи воздухе, музицируют ( в центральной перголе), совершают нежные прогулки , катания на лодке и даже играю во что-то вроде гольфа (kolf). На шкатулке надпись Музика Дулс Лаборум ("сладкая работа непринужденности музыки"), относящаяся не только и игре этого клавишного инструмента, но также и к музыкантам этого сада наслаждений. http://www.metmuseum.org/toah/hd/renk/ho_29.90.htm

Chandra: Musical Garden Party, third quarter of 17th century English Silk on canvas; 13 x 20 1/2 in. (33 x 52.1 cm) Музыкальная вечеринка в саду (Музыкальный Прием гостей на открытом воздухе), третья четверть 17-ого столетия Англия Шелк на холсте; 13 x 20 1/2 в. (33 x 52.1 см) Музыкальный приём в саду представляет событие в загородном доме. В английском саду леди развлекают своей музыкой восторженных поклонников. http://www.metmuseum.org/toah/hd/txt_e/ho_64.101.1314.htm

Chandra: Андрей Лысиков "Сады любви "(подарочное издание) Издательство: Искусство - XXI век, 2006 г. Богато иллюстрированное подарочное издание. Издатели и авторы предлагают читателям необычную книгу - сочетание основательного, информативного текста с ироничным и остроумным оформлением. Перед вами книга-игра, книга-провокация, книга-улыбка, книга-загадка. Мы надеемся, что она будет интересна как человеку далекому от садовой практики, так и опытному садоводу, поскольку поможет и тому, и другому разбудить свою фантазию и воображение. Увлекательная книга знакомит читателя с многочисленными проявлениями мотивов любви и чувственности в садовом искусстве и в характере садового быта разных культур с глубокой древности до наших дней. Книга окажет неоценимую помощь читателям, задумавшим создать чувственный сад на собственном участке, придать саду неповторимую романтическую атмосферу. Издание украшают многочисленные авторские фотографии и замечательные иллюстрации. http://www.ozon.ru/

Chandra: Гравюра «Сад любви» (Кембр. копия) Иллюстрация к уже упомянотому стихотворению Блейка. Перевод Сухарева: САД ЛЮБВИ Приходил я к Саду Любви, Но ни разу не видел дотоле: Часовня воздвигнута там, Где я веселился на воле. Тяжёлый замок на дверях И надпись: "Бойся грехов!" Пришел я к Саду Любви, Где цвело так много цветов – И увидел ряды могил, И надгробий каменный строй, И пастыри в чёрном жгутами из тёрна Вяжут на тризне радости жизни. <1967> Каспар Давид Фридрих

Chandra: THE GREAT GARDEN OF LOVE THE GARDEN OF LOVE—FROM “ TRIONFO DELLA MORTE" источник

Chandra: Средневековье и современность The Garden of Love Loyset Liedet источник David Nicholson The Garden of Love 2002 источник

Robi: Ляля, сколько в тебе любви - ни в одном саду не уместится.

Chandra: С тои, чей стан - кипарис, а уста - словно лал, В сад любви удались и наполни бокал, Пока рок неминуемый, волк ненасытный, Эту плоть, как рубашку, с тебя не сорвал! Омар Хайям

Chandra: The Garden of Love (c. 1465–70), by the Master of the Stories of Helen какая крошечная картинка! Как хочется рассмотреть! А вот эта очень известная картина, изображающая Парадиз в христианском смысле, видимо и была прообразом Садов Любви. Garden of Paradise, c.1415 by Master of Oberrheinischer Lady playing the portative organ from 'The Concert at the Fountain', from the 'Workshop on the Banks of the Loire' by French School © Bridgeman Art Library / Musee des Tapisseries, Angers, France / Lauros / Giraudon The Concert at the Fountain, Loire workshop, c.1570-80 by French School © Bridgeman Art Library / Musee des Gobelins, Paris, France / Lauros / Giraudon

Chandra: Джеймс Энсор "Сад Любви" "Der Garten der Liebe"1888

Chandra: А ещё есть редкий сюжет - "Мария Магдалина в саду любви". У Луки Лейденского, кажется, такая гравюра была.

Eos: Гудят в моем саду шмели, Цветы ничьи, ах, где мой сад? Стекают синие ручьи, Стрижи летят, стрижи летят. Вечерний луч коснется вдруг Старинных стен, Как смена сцен. В ворота стук, несмелый стук – На путь измен.

Alex: Очень интересно, с удовольствием по ссылкам полазила. спасибо! Подумалось о том, что инквизиция именно против этого и вела гонения. Были так называемые Костры тщеславия. где горели многие произведения искусства подобные этим. Многие художники сами приносили свои полотна, демонстрируя ярую приверженность христианству. Две крайности - аскетизм и наслаждения - тама Средневековья. Недавно смотрела старинные гравюры с изображениями казней. Потрясло видние художников. Если позже художники больше как то придавали значение красивостям, то те просто отражали, то что видели. Но на их рисунках просто невероятное количество эмоций, внутренних. Не могу передать словами. если хочешь. сделаем тему - Инквизиция и борьба за чистоту Веры в искусстве. Картин на эту тему множество.

Chandra:



полная версия страницы