Форум » Изобразительное искусство » Выставка в Венском Бельведере » Ответить

Выставка в Венском Бельведере

Rina: Размышляя, что показать дочке в Вене, я среди прочего планировала посещение выставки в Венском Нижнем Бельведере. Она называется «Густав Климт и художественная выставка 1908года» и посвящена столетию этой самой выставки, которая, в свою очередь, была приурочена к торжествам в честь шестидесятилетнего правления Франца Иосифа, супруга легендарной Сиси. Центром экспозиции, включавшей много интереснейших, да просто уникальных предметов искусства модерна, или, как его называют в Германии, Югендстиля, стал климтовский "Поцелуй". О выставке, заворожившей меня, мы еще поговорим. А пока хочу предложить Вашему вниманию интереснейшую статью Марины Аграновской, работы которой всегда читаю с огромным интересом. Густав Климт. «Поцелуй» 1907-1908 гг. Холст, масло. 180 х 180 см Австрийская галерея Бельведер, Вена (К столетию создания картины) И дольше века длится день, И не кончается объятье. Борис Пастернак Год «Поцелуя» в Вене В Вене картина Климта «Поцелуй» сопровождает нас повсюду. Ее фрагменты стократно умножаются в витринах сувенирных магазинов и художественных салонов: они украшают часы и броши, сумочки и портмоне, чашки и тарелки, вазы, шкатулки, записные книжки, шали… Летом 2008 года к ним прибавились плакаты, возвещающие: «Gustav Klimts Meisterwerk feiert Geburtstag» («Шедевр Густава Климта празднует день рождения»). Густав Климт. Поцелуй. 1907-1908 гг. Густав Климт. Поцелуй. 1907-1908 гг. Публика приглашалась во дворец Верхний Бельведер (Oberes Belvedere) на выставку-презентацию «100 Jahre Kuss» по случаю столетия картины «Поцелуй». А 1-го октября 2008 года во дворце Нижний Бельведер (Unteres Belvedere) открылась крупная экспозиция «Gustav Klimt und die Kunstschau 1908» («Густав Климт и художественная выставка 1908года»), посвященная сразу двум юбилеям: столетию создания «Поцелуя» и столетию художественной выставки 1908 года, на которой, среди шестнадцати других произведений Климта, «Поцелуй» демонстрировался впервые. Эта историческая выставка со всей возможной полнотой была воссоздана в залах Нижнего Бельведера. Итак, через сто лет «Поцелуй» предстал перед публикой в том же окружении, в том же контексте, что и век назад, среди других произведений Климта и его современников. Предстал, чтобы мы еще раз убедились в том, что «Поцелуй» - не только лучшая картина Климта, но и одно из самых значительных живописных полотен, созданных в 20-м веке. Столетие картины - хороший повод поразмышлять о том, что же дает нам, потомкам, право ознаменовать юбилей произведения уверенным утверждением: да, эта, именно эта картина - шедевр. «Чужестранец из Византии» Когда сорокашестилетний Климт написал «Поцелуй», он был уже зрелым, сложившимся, и (хотя его работы часто эпатировали чопорную публику) очень успешным мастером. Как один из основателей и лидер художественного объединения «Сецессион» в Вене, отвергавшего традиции академического искусства, Климт был известен всей Европе. Стиль венского «Сецессиона» (аналог югендстиля в Германии, ар нуво во Франции) ассоциировался прежде всего с именем Климта. «Поцелуй» - очень узнаваемая и характерная для Климта работа. Мы, пожалуй, не найдем в ней мотивов, не встречавшихся в предшествующих произведениях художника. Луга, усеянные мелкими цветами, знакомы нам по его пейзажам; сложные орнаменты и позолоту мы видим во многих крупных композициях Климта («Бетховенский фриз» Сецессиона, 1902, «Портрет Адели Блох-Бауэр»,1907). Почти такая же, как в «Поцелуе», склоненная женская головка с закрытыми глазами изображена на картине «Три возраста женщины» (1905). Густав Климт. Поцелуй. 1907-1908 гг. Прелесть «Поцелуя» не в новизне, а в гармоничном согласовании всех мотивов, доведенных до пластического и смыслового совершенства, до высшей степени законченности и ясности. Первое, что поражает зрителя – сияние золота. Золотые капли фона, ниспадающие золотые ткани, золото стеблей и листьев - все это занимает чуть ли ни две трети полотна. Сын ювелира и гравера, получивший первые уроки в отцовской мастерской, Климт всегда высоко ценил выразительные возможности золота. Путешествуя по Италии в 1903 г., художник был потрясен византийскими мозаиками Равенны в церкви Сан Витале и мозаиками собора Сан Марко в Венеции, выложенными из многоцветной смальты на сплошном золотом фоне, и в его творчестве начался настоящий «золотой период». «Чужестранец из Византии», как его называли современники, Климт щедро использовал в своих картинах позолоту и рельеф, с ювелирной тонкостью и тщательностью прорабатывал каждый сантиметр поверхности полотна, уподобляя его сверкающей мозаике. Столь любимые художником цветущие луга в картинах «золотого периода» почти неуловимо меняются, уподобляясь пестрым коврам или камешкам смальты, при этом каждый цветок остается узнаваемым (так в «Поцелуе» по лугу рассыпаны весенние крокусы и примулы). Причудливые орнаменты просторных одежд довершают ощущение византийской пышности, узорчатости. Одновременно художник парадоксальным образом достигает в «Поцелуе» далеко не всегда свойственного ему лаконизма: пустота золотого фона, цветущий луг, мужчина и женщина, спеленатые узорными тканями, и ничего больше… Природа этой выразительности близка японской гравюре укиё-э, которой, как многие европейские художники того времени, увлекался Климт. «Золотая икона югендстиля» «Der goldene Kuss – die Ikone des Jugendstil» («Золотой поцелуй – икона югендстиля»), - читаем мы в проспекте галереи Бельведер. Сопоставление обязывающее, но верное: эта картина медитативна, торжественна и возвышенна, как молитвенный образ. Где находятся влюбленные? Золотистые капли фона подобны звездам, а круто обрывающийся у ног женщины луг кажется то ли закруглением самой планеты, то ли краем звездной бездны. Они остались вдвоем во Вселенной, на земле, во всем мире. Коленопреклоненная женщина с нарочито крупными ступнями и похожими на древесные корни пальцами ног словно вырастает из цветочной вязи. В ее одеянии повторяются мотивы волнистой линии, круга и овала, венчики цветов складываются в округлые «букеты». В одежде мужчины главенствует более строгая и энергичная геометрия – черные и белые вытянутые прямоугольники. Золотой рельефный покров, обволакивающий обнявшуюся пару, испещрен любимыми орнаментальными фигурами Климта – так называемыми «микенскими спиралями», характерными для вазописи античных Микен, искусством которых восхищался художник. Присмотревшись, мы замечаем, что золотые «островки» спиралей есть и на плаще мужчины, внутрь прямоугольников помещены «женственные» струящиеся линии, а в одеянии женщины присутствуют светлые квадраты. Если мы вспомним, что круг и узкий прямоугольник – древнейшие символы женской и мужской сексуальности, то смысл этой игры орнаментов станет ясен: орнаментальные мотивы взаимопроникают, как мужское и женское начала, а знаком их единения становится спираль - древнейший символ жизни. (Такая же спираль - основной мотив панно «Древо жизни», написанного Климтом в 1905 - 1911 гг. для виллы Стокле в Брюсселе). Интерес художника к архаической символике связан с влиянием на него взглядов властителя умов тогдашней Вены Зигмунда Фрейда, который открыл современникам, что бессознательное говорит с человеком на языке символов. К счастью, Климт не просто отдал дань фрейдизму, но сумел с завораживающей пластической убедительностью воплотить в прихотливых орнаментах «Поцелуя» идею соединения строгой мужественности с нежной женственностью. Перекличка взаимопроникающих орнаментов, увитый спиралями покров, объединяющий фигуры и словно заключающий их в овальную капсулу, в золотое яйцо - все это и без фрейдистских аналогий убеждает зрителя: происходящее на картине - начало творения, таинство, делающее человека равным божеству. Формула любви Мы недаром так много говорим об одеяниях влюбленных. «Поцелуй», наверное, самое целомудренное произведение Климта. Художник, многие полотна и рисунки которого заполняют обнаженные женские фигуры, изображенные в весьма смелых позах, и который не раз шокировал современников пряной чувственностью своих работ, написал любовную сцену, не только не обнажив, но старательно задрапировав героев. Свой излюбленный прием – объемную моделировку открытых частей тела на плоском орнаментальном фоне – он доводит в «Поцелуе» до крайности: две головы, кисти мужских и женских рук, ступни женщины – вот все, что нам открыто и, несмотря на яркое богатство орнаментики, неустанно приковывает наш взгляд. В своих композициях (исключая, конечно, портреты) Климт редко сосредоточивается на лице: для него важнее поза, жест. Так и в «Поцелуе»: стоящая на коленях женщина с самозабвенно откинутой к плечу головой и закрытыми глазами – олицетворение покорности и вместе с тем отрешенности, почти религиозного экстаза. Мы не видим лица мужчины, но в решительном наклоне его головы, в трепете чутких пальцев, касающихся лица подруги, ощущается вся сила нарастающей страсти. Картина считается автобиографичной: большинство исследователей улавливает в лице женщины сходство с возлюбленной Климта Эмилией Флёге. Роман живописца с Эмилией Флёге, известной художницей-модельером, продолжался 27 лет и, несмотря на многочисленные увлечения любвеобильного Климта, стал главным в его жизни. Конечно, было бы слишком прямолинейным отождествлять мужскую фигуру с автором картины, но, несомненно, глубоко личное переживание художника питает эту работу. Женское начало представлено в «Поцелуе» мягким и жертвенным, что для Климта необычно. Образы сильных женщин-властительниц («Афина Паллада»,1898, «Нагая истина»,1899) и роковых красавиц, подавляющих и губящих мужчину («Юдифь I»,1901, «Саломея» или «Юдифь II»,1909), гораздо чаще встречаются в его произведениях. В «Поцелуе» мужское и женское начала не воюют, но примиряются, сливаясь воедино. «Поцелуй» можно назвать «формулой любви»: многие веками хранящиеся в памяти человечества метафоры нашли в этой картине простое и точное пластическое выражение: золотое сияние счастья, цветущая земля, ставшая для влюбленных раем, Вселенная, в которой нет никого и ничего, кроме этих двоих, мгновенье длинною в вечность… Своим целомудрием и искренностью картина сразу же завоевала сердца взыскательной венской публики. Ею были покорены и те, кто прежде упрекал Климта в «болезненном эротизме» и «манерности». Судьба «Поцелуя» сложилась счастливо: на выставке 1908 года картину ждал триумф. Экспозиция еще не закрылась, а она уже была куплена Современной галереей (впоследствии Австрийская галерея Бельведер), и с тех пор мы не перестаем восхищаться этим длящимся уже столетие объятием. Марина Аграновская Источник: www.maranat.de

Ответов - 16

Chandra: Регина, великолепный материал!

Rina: Я ее статьи всегда читаю с увлечением. Посети ее сайт. В ежемесячном журнале "Партнер", который издается в земле Северный Рейн-Вестфалия, но его можно выписывать, что и делает наша библиотека, очень много интересного, в том числе одна статья о кукльной мастерице, которую я хотела скопировать для тебя, но там защита от копирования. Я попробую ее завтра отсканировать или, может, найду материалы о ней в Интернете.

Chandra: Я была на её сайьне раньше, но забыла. у меня даже скопирована одна статья про Ботичелли.


Rina: Кстати, у меня стартовая страница в Гугле, так я там вывела кроме погоды, новостей культуры Би-би-си и часов, еще и гаджет "Исскуство за день". При каждом включении и даже возвращении на стартовую после посещения сайтов меняются изобразительные шедевры. Причем можно сразу выйти в Википедию, чтобы почитать об авторе. Красота красот!

Chandra: Ой, я тоже сделаю! Я не знала, что там гаджеты есть. я их наблюдала в Опере только.

Rina: Я сделала себе igoogle, мою персональную и там есть гаджеты http://www.google.com/ig?hl=ru&refresh=1

Rina: Из Википедии: В программном обеспечении гаджет — небольшое приложение, предоставляющее дополнительную информацию, например, прогноз погоды или курс валют. Типичными примерами гаджетов в ПО являются Google Gadgets.

Chandra: http://www.ph4.ru/web_widget.ph4

AnnaLika: Мне посчастливилось побывать на этой выставке в конце октября. Бродила по залам и постоянно ловила себя на мысли: вот это точно Ляле бы понравилось! Особенно одна из комнат выставки, в который были представлены предметы интерьера и декора эпохи модерна в том же расположении, в котором они были выставлены в 1908. Строгие черно-белые геометрические фигуры... Фотографировать, к сожалению, было нельзя. А вот фото парка, расположенного между двумя дворцами. Верхний Бельведер: Фрагмент фасада Нижнего Бельведера:

Chandra: Господииииии, как я вам завидую! Аня - ну просто всю Европу объездила, молодчина!

Rina: Ляля, у Бельведера чудесный сайт. Внизу ссылка общая и на ту самую выставку. Посети, не пожалеешь! Перевод сопроводительного текста. Густав Климт и художественная выставка 1908 года Нижний Бельведер С 1 октября 2008 по 1 февраля 2009 Бельведер возрождает художественную выставку 1908 года в связи с ее 100-летним юбилеем: начиная с октября, будет представлена часть показанных тогда экспонатов - произведения художников-участников, документальные фотографии и оригинальные планы служат наглядными иллюстрациями деталей и измерений этого эпохального события, архитектурная модель призвана сделать возможным позиционирование художественной территории выставки в городском помещении. Ощущение той первоначальной выставки передают три полностью воссозданные зала: "помещение 50" с произведениями ведущих членов Венской мастерской, "помещение 10" с более чем сотней плакатов, непосредственно наклеенных на стену, а также оформленное Коломаном Мозером "помещение 22" с основными произведениями Густава Климта, ставшими тогда, как и сегодня, апогеем выставки. Климт представил среди прочих работ: Портреты Фритцы Ридлер (1906) и Адели Блох-Бауэр I (1907), «Три возраста» (1905), «Данаю» (1907/08) и свое самое известное произведение «Поцелуй» (1908), которое еще до закрытия выставки было куплено для коллекции сегодняшнего Бельведера. Кроме этого можно увидеть экспонаты из тогдашних помещений для "Театрального искусства": монументальные мозаики из кусочков стекла и марионетки Рихард Тешнерса, эскизы декораций Альфреда Роллера и двухметровый эскиз костюма, созданный Эмилем Орликом для инсценировки Макса Рейнхардта «Зимняя сказка» Шекспира. Для "помещения 27" Отто Пручер сотворил впечатляющий стенной ансамбль из мрамора, орнаментированных металлических листов латуни и стеклянной витрины - отдельные части собирались со всей Европы и сейчас составили вновь единое целое. Для помещения „Искусство для ребенка“ из музея Карлруэ удалось получить кукольный домик Магды Маутнер фон Маркхоф; отдел „Общая живопись“ представлен произведениями Адольфа Хелцеля, Вильгельма Листа, Леопольда Блауенштайнера, Максимилиана Курцвайля, Бронции Коллер-Пинелль, Елены Лукш-Маковской и других. http://www.belvedere.at/jart/prj3/belvedere/main.jart?rel=de&content-id=1169655776858&reserve-mode=active http://www.belvedere.at/jart/prj3/belvedere/main.jart?rel=de&content-id=1173990963641&reserve-mode=active

AnnaLika: Ляля, а я тебе завидую... путешествия это одно, а вот творчество!... день рождения с персональной творческой выставкой мне не светит! Я только на картины других любуюсь...

Chandra: Позавидуем друг другу

AnnaLika: но только с позитивным зарядом!

Rina: Как чудесно, что есть творцы и их прекрасные творенья! Ляля, это и о тебе...

Chandra:



полная версия страницы