Форум » Изобразительное искусство » Выставка "Россия 1900" в Дармштадте » Ответить

Выставка "Россия 1900" в Дармштадте

Rina: В прошедшую субботу побывали на выставке "Росссия 1900" в Дармштадте. Рисунок К. Сомова для обложки сборника К. Бальмонта "Жар-птица" стал эмблемой выставки.

Ответов - 2

Rina: Выставка развернута в посёлке художников на холме Матильды (нем. Mathildenhöhe — Матильденхёэ) — комплексе архитектурных памятников немецкого модерна, бо́льшая часть которых спроектирована и построена Йозефом Ольбрихом. Как пишется в одной из рецензий, - "это увлекательная выставка, посвященная эпохе последней царской империи, позволяющая увидеть страну огромных размеров и динамичной экономики, в полном расцвете культуры, но обреченную на падение". На выставке вниманию посетителей предложено почти 300 экспонатов, шедевры живописи, художественного ремесла, архитектуры, мебельного дизайна, театрального искусства, кино и фотографии, часть которых никогда прежде не выставлялась в Германии. Они временно позаимствованы из 19 собраний, в том числе и международных, среди которых такие всемирноизвестные, как Государственная Третьяковская Галерея (Москва), Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург), музей Витории и Альберта (Лондон ), Музей Орсэ и Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду (Париж). Как подчеркнул Д-р Ральф Бейль, директор Института Mathildenhöhe и куратор выставки, произведения русского изобразительного искусства от Репина, Кандинского и Врубеля до Татлина и Малевича, делают ее кульминационной в сезоне 2008/2009 года. По его словам «эта экспозиция необходима для каждого, кто интересуется историей России и ее настоящим, - потому, что сегодняшняя Россия просто немыслима без стремительного, как и драматического развития в период последней царской империи в политике, экономике и культуре»". Выставка охватывает период от коронации Николая II в 1896 году до Октябрьской революции. Первый зал знакомит посетителей с огромной картой, делающей обозримыми огромные размеры России в 1900 году, страны, занимающей одну шестую земного шара, с тогдашним населением 150 миллионов, среди которых 76 % безграмотных, а средняя продолжительность жизни – 32 года. Многонациональность России иллюстрирует витрина непосредственно под картой, где выставлены так называемые этнологические скульптуры, представляющие народности, проживающие в ней. Коллекция была создана Павлом Каменским между 1900 и 1913 годами. Здесь можно увидеть 21 фигурку, в собрании Эрмитажа их значительно больше. Фотографировать было запрещено, но они есть в Интернете. В стране бурно развивается промышленность и торговля, которой необходима реклама. И она перед Вашими глазами: рекламные плакаты производителей мыла, табака, а вот русская красавица, проворно строчащая на швейной машинке «Зингер». Кстати, и в других залах можно встретить очень интересные плакаты, например тот, что зазывает на «Ночные блины». Рядом на киноэкране можно посмотреть, как выразился один из экскурсоводов, первый в мире новостной кинорепортаж коронационных торжеств – съемка, сделанная по заказу братьев Люмьер Чальзом Мойссоном и Фрэсисом Дублиром и названная «инкунаболой истории кино». Кстати, это не единственная киноиллюстрация на выставке. В других залах можно посмотреть фрагменты из фильмов Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» и «Октябрь», а также эпизоды из жизни царской семьи. Музыкальной иллюстрацией служит «Коронационная кантата» Глазунова. Многое из того, что представлено, по-моему, несет в себе двойной смысл: служит художественным документом эпохи и является независимым от времени «просто» произведением искусства, подобно Васнецовским «Сирину и Алконосту» или врубелевской «Царевне-Лебедь». Как уже было упомянуто выставка проходит в здании дармштадской колонии художников. Поэтому не случайна экспозиция, посвященная Абрамцеву и Талашкину. В отдельной выгородке эскизы и рисунки Шехтеля, созданные им в 1903 году для виллы Дерожинской в Москве. Как известно, там находится (по крайне мере еще недавно находилась) резиденция посла Австралии, что делало ее недоступной для посещения. А вот другой шедевр Шехтеля, внешне очень напоминающий венский «Сессион», дом Рябушинского, который Ленин затем подарил «Буревестнику революции», я посещала часто и каждый раз замирала от восторга. Как-то прочла, что оба эти здания считаются иконами русского модерна. В центре третьего, самого большого зала монументальный фриз Виктора Васнецова «"Радость праведных о Господе. Преддверие рая“ (1885-1896)», 14 метров в длину и 3 в высоту. Картина была отреставрирована для выставки. Специальное возвышение дает возможность рассмотреть ее с высоты. Мне было очень радостно встретиться с Дягилевым и его «Русским балетом», эскизы декораций и костюмов к постановкам которого ярко представлены в разделе музыки и театра. И здесь есть свой музыкальный фон – произведения Римского-Корсакова и Стравинского, на которые были поставлены балеты прославленной труппы. Казимир Малевич Эскиз костюма для оперы "Победа над солнцем" (музыка Михаила Матюшина, текст Алексея Крученых, 1913,) Государственный музей театра и музыки, Санкт-Петербург 1913 год – расцвет искусства и бизнеса, Романовы празднуют свое 300-летие на российском троне. Но скоро все это безвозвратно падет. Покидая выставку, мы бросаем последний взгляд на маленький медально с портретами царской супружеской пары. Царь Николай II и царица Александра Федоровна, уроженка Дармштадта, прежде Аликс фон Гессен, которые, по словам д-ра Бейля сформировали целую эпоху, но, в конце концов ею же были оставлены далеко позади. Драматическая эпоха между традицией и революцией едва ли может быть более достоверно представлена в каком-то другом месте, чем в Дармштадском Mathildenhöhe. Лишь в нескольких метрах от выставочного центра горит золотыми куполами русская часовня, построенная в1897-1899 годах для Николая II. Будучи единственной придворной церковью царской четы за границей, она являет собой впечатляющий зримый образ близких династических связей Великого герцогства Гессен с Россией.

Rina: Интересные ссылки по теме: википедия http://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post86662867/ http://www.nord-inform.de/modules.php?name=News&file=print&sid=870



полная версия страницы