Форум » Изобразительное искусство » Питер Брейгель Старший ( Мужицкий) » Ответить

Питер Брейгель Старший ( Мужицкий)

Chandra: Любимый художник Черкашина. Художник, который вызывает мой живейший интерес. Художник, который волнует воображение драматургов, писателей, философов, кинорежиссёров, и разумеется тех, кто пишет красками. Питер Брейгель Старший, 16 век, Нидерланды "Возвращение охотников" "Фламандские пословицы" одна из "Вавилолнских башен" "Пляска под висилицей" "Гибель Икара" особенно волнует моё воображение и конечно "Слепцы", самая знаменитая картина

Ответов - 27

Alex: Все. Я тоже люблю Брейгеля. Ляля, а еще? И про него расскажи, пожалуйста.

Chandra: Alex пишет: Все. Я тоже люблю Брейгеля. За что любишь?

Chandra: Брейгель меня всё время поражает тем,как совсем обычные , повседневные сюжеты у него возводятся в ранг символа. Это ведь суметь надо. Жанристов в живописи мировой было очень много,но до такого обобщения мало кто сумел дойти(как в "Слепцах" например). Мне вообще бытовые картины представляются опасным для художника жанром - всё время опасность сделать фитюльку, фантик. Брейгель один из немногих, кто обычную жизненную сцену возвышал до символа. Тогда уже картина из своего конкретного времени переходит в иное временное пространство , становится актуальной в иные эпохи.


Chandra: Вот рассмотрите, пожалуйста, "Гибель Икара". У кого какие версии - о чём эта картина?

Alex: О Икаре нам сигнализирует только одно обстоятельство - пастух. который засмотрелся на небо. Что то увидел. Еще как бы все хорошо.... Ну летят две странные птицы, жизнь чередом. Вот этот персонаж, который дорогу пашет....Не ну это реально дорога! Подожди....

Chandra: Таки где Икар?

Alex: Падажди..... Он же летит? Или еще не летит?????? Или он пасет овец и мечтательно смотрит в небо???? Ну все, сдаюсь....

Chandra:

Alex: Кшмр..... Одна нога - недоутонутая....

Chandra: Первый и главный вывод, что нет смысла совершать геройские поступки - всё равно никто не оценит. Каждому дело только до себя.( в картине все заняты своими делами, гибели героя никто не заметил). В одном советском фильме Жанна Болотова по вечерам смотрела слайды и падающему от усталости после работы мужу демонстрировала эту картину со словами :А для чего ты из штанов выпрыгиваешь, кто это оценит

Черкашин: все дело в том, что никому нет дела до этих "икаров". хоть пачками падайте и топитесь! вот вам и обобщение.

Chandra: Историки-учёные говорят, что современники почти всегда не в состоянии оценить подвиг, они его просто не замечают.И только по прошествии многих лет событие вдруг выделяется из общего ряда. Я, когда об этом прочла, вспомнила, что действительно для греков миф об Икаре был абсолютно рядовым среди прочих мифов.А в Новое и Новейшее время имя Икара стало символом. Таким образом, картина отражает некие закономерности истории. А вы обратили внимание, что это не греки вообще-то избражены? Это нидерландские крестьяне.

Alex: Chandra пишет: Это нидерландские крестьяне. Вот именно... И еще - слишком близко от берега Икар упал.... "Неприродно".... Меня эта картина разозлила. А в целом - вот этот странный прием - герой где то на месте десятом на картине - и создает вот этот эффект безмятежного наплевательства.

Chandra: Alex пишет: А в целом - вот этот странный прием - герой где то на месте десятом на картине О! Заметила! Это любимый прием нидерландской живописи 15-16 вв, и особенно Брейгеля. У него во всех картинах так.

Alex: Умнею на глазах.....

Chandra: А ещё - о подвиге. Может быть смысл подвига как раз в этом. Он совершил геройский поступок, потому что не мог не совершить его, он же герой. Такова его природа. Плевать, видят другие или нет, поставят ему памятник, будут рукоплескать, повесят лавровый венок... а иначе это уже не подвиг, а игра на публику. Мне всё это кажется очень интересным.Картина на первый взгляд кажется каким-то игрушечным миром, на самом же деле как шкатулка с секретом.

Alex: А слепцы.... Тот, который видит, ну наверное, более или менее, идет впереди держа длинный хлыст, за который они все держатся. И он упал...Сейчас куча мала будет.

Alex: Ляля, я нашла список пословиц - фламандских , которые художник использовал в картине. Вот сижу все утро , сопоставляю.... Интересно! ШИФР. ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ Пословицы, или Синий плащ 1. «Она бы привязала чёрта к подушке» – она не боится ни Бога, ни дьявола: эта мегера способна обуздать самого строптивого молодца; упряма как чёрт. 2. «Грызёт столб» – лицемер, столп церкви, ханжа, святоша. 3. «В одной руке она несёт воду, а в другой огонь» – она женщина неискренняя, ей доверять не стоит. Выражение также использовалось для характеристики противоречивого поведения (служит и нашим, и вашим). 4. «Жарить селёдку, чтобы поесть икры» – выражение, часто употребляемое в значении «сорить деньгами». К этому же фрагменту применима другая голландская пословица: «Там селёдка не жарится», т.е. его попытки терпят неудачу, он не получает того, на что надеется. 5. «Сидеть в золе между двух стульев» – проявлять нерешительность в каком-то деле, находиться в сложном положении, например, из-за упущенного момента для принятия правильного решения. 6. «Впусти собаку в дом, она заберётся в горшок или в шкаф» – в буквальном смысле: войти в дом и обнаружить, что собака опустошила горшок или буфет; отсюда фигуральное выражение: прийти слишком поздно, упустить свой шанс, остаться ни с чем. 7. «Свинья вытаскивает затычку из бочки» – хозяин не следит за своим добром. Иное значение: его конец близок. 8. «Биться головой об стену» – он захотел сделать невозможное, дело было заведомо обречено на неудачу, он получил мучительный отказ. 9. «Один стрижёт овцу, другой свинью» – один использует ситуацию по мере возможного, другой стремится извлечь выгоду любой ценой; один пребывает в довольстве, другой впадает в нищету. 10. «Вешать коту на шею колокольчик» – поднимать тревогу первым, поднимать скандал; делать первый шаг в деликатном деле. У Бранта в «Корабле дураков» также встречается: «Тот, кто привязывает коту колокольчик, позволяет крысам бегать, где им хочется». 11. «Быть вооружённым до зубов» – быть хорошо оснащённым для какого-либо дела. 12. «Этот дом имеет вывеской ножницы» – в богатом доме есть чем поживиться. Ножницы обычно служили вывеской портных, которые имели обыкновение наживаться на своих клиентах. 13. «Глодать кости» – быть чрезвычайно занятым, принимать что-то близко к сердцу, обдумывать, пережёвывать, решать трудную задачу. 14. «Щупать курицу» – это выражение имеет разные значения: домосед, который занимается лишь хозяйством и кухней; мужчина, уподобляющийся женщине. 15. «Он говорит двумя ртами» – персонаж лжив, лицемерен, двуличен, ему нельзя доверять. 16. «Переносить свет корзинами» – понапрасну тратить время; заниматься ненужными делами. 17. «Зажигать свечи перед чёртом» – льстить плохому правителю или неправедной власти ради получения выгоды или поддержки. 18. «Отправляться на исповедь к дьяволу» – доверять свои тайны врагу или противнику. Также используется в значении «искать покровительства у того, кто не склонен его оказывать». 19. «Нашептывать кому-либо что-то на ухо» – говорить гадости, тайно настраивать кого-то, раскрывать кому-либо глаза на то, что от него скрывалось, побуждать недоверие или ревность. 20. «Прясть пряжу с чужого веретена» – заканчивать работу, начатую другими. 21. «Она надевает на своего мужа синий плащ» – она обманывает мужа, наставляет ему рога. В трактате XIV-XV веков «О женщинах и любви» читаем: «Я уважаю женщину, которая умеет сбить с толку своего мужа до того, что он будет полный дурак; и хотя она надевает на него синий плащ, он воображает о себе, что она боготворит его». 22. «Когда телёнок утонул, надумали засыпать яму» – исправлять ошибку или оказывать помощь уже поздно (как мёртвому припарка). 23. «Придётся согнуться, чтобы чего-то добиться в этом мире» – тот, кто хочет получить желаемое, должен вести себя услужливо. 24. «Бросать свиньям маргаритки» – предлагать кому-то нечто такое, что тот не способен оценить (метать бисер перед свиньями). 25. «Он вспарывает брюхо свинье» – дело улажено заранее; заранее подготовленная комбинация. 26. «Две собаки грызутся за кость» – они спорят о том, что делать; противники редко могут договориться; они оба ожесточены одним и тем же делом. Так говорится и о том, кто сеет раздор. 27. «Лиса и журавль» – обманщика обставят; платить той же монетой; два сапога пара. 28. «Мочиться в огонь полезно» – удовлетворительного объяснения этому выражению не найдено, не исключено, что это намёк на суеверные действия. 29. «Он заставляет мир крутиться вокруг своего большого пальца» – суетность и ложные притязания; это человек влиятельный, он получает то, что хочет. 30. «Вставлять палки в колёса» – мешать осуществлению какого-либо дела. 31. «Опрокинувший свою кашу не всегда может всю её собрать» – совершивший ошибку должен вынести и последствия, никогда нельзя полностью исправить последствия своей глупости. 32. «Он ищет топорик» – он ищет лазейку, отговорку. 33. «Ему не удаётся дотянуться ни до одного, ни до другого хлеба» – он вряд ли соединит один конец с другим; еле сводить концы с концами. 34. «Они тянутся, чтобы ухватить самый длинный (кусок)» – каждый ищет собственную выгоду. 35. «Зевать в печь» – переоценивать свои силы, прилагать напрасные усилия. 36. «Господу Богу привязывать накладную бороду» – пытаться действовать обманным путём, вести себя лицемерно. 37. «Не ищи другого в печке, если сам там был» – тот, кто готов подозревать ближнего в чём-то дурном, наверняка сам имеет прегрешения. 38. «Она берёт куриное яйцо и оставляет лежать гусиное» – она утаивает доказательства; жадность обманывает мудрость. Другое толкование: делать неправильный выбор. 39. «Провалиться сквозь корзину» – не иметь возможности подтвердить сказанное; необходимость признать то, что ранее представлялось совершенно иначе. 40. «Сидеть на горящих углях» – быть в страшном нетерпении; чего-то с тревогой ожидать. 41. «Мир наизнанку» – полная противоположность тому, что должно было быть. 42. «Справить нужду перед всем миром» – он плюёт на всех; он всех презирает. 43. «Дуракам достаются лучшие карты» – фортуна благоволит к дуракам; невежи гребут пригоршнями. Сходный мотив звучит у Годтальса: «Дураки, как правило, вытягивают нужную карту. Лучше счастье, чем ум». 44. «Они водят друг друга за нос» – они друг друга обманывают, оставляют с носом. 45. «Протянуть через кольца ножниц» – действовать бесчестно в рамках своего ремесла или профессии. 46. «Оставлять яйцо в гнезде» – не тратить всё сразу, сохранить на случай нужды. 47. «Смотреть сквозь пальцы» – закрывать глаза не неточность или ошибку, поскольку польза так или иначе будет извлечена. 48. «Венчаться под метлой» – жить вместе без церковного благословения. 49. «Там воткнута метла» – там пируют. 50. «Крыши там покрыты сладкими пирогами» – там видно петуха в тесте; иллюзорное изобилие, молочные реки и кисельные берега. 51. «Мочиться на луну» – означает, что дело для него плохо кончится. На картине «Двенадцать пословиц» легенда гласит следующее: «Никогда мне не удаётся достичь того, что нужно, я всегда мочусь на луну». 52. «Два дурака под одним колпаком» – глупость любит компанию; два сапога пара. 53. «Брить дурака без мыла» – издеваться над кем-либо; смеяться, вышучивать кого-либо. 54. «Ловить рыбу за сачком» – прибывать слишком поздно, упускать удобный случай, позволить другому убегать с добычей. 55. «Чесаться задом об дверь» – чихать, плевать на всех; ни на что не обращать внимания. Существует ещё противоположное толкование: «Каждый несёт свой узелок» – у него совесть нечиста; у каждого свои заботы. Этот фрагмент может иметь оба толкования – шутка вполне в духе Брейгеля. 56. «Целовать дверной замок» – влюблённый, получивший отставку, либо «поцеловать замок» – не застать девушку дома. Заслуживающий внимание пассаж находится в книге «Путешествие и плавание Панурга»: «После того, как им (молодым козам) обрезают уши, они становятся женского пола и называются козами причёсанными. Несколько раз они бывают так влюблены, что у них земля уходит из-под ног, как это происходит у влюблённых, которые зачастую целуют щеколду двери той, кого они считают своей возлюбленной». 57. «Упасть (перепрыгнуть) с быка на осла» – в XVI веке выражение имело два значения: совершать плохие дела; быть непостоянным, капризным. 59. «Выпускать стрелу за стрелой» – находить новое средство, играть козырной картой. В источниках, современных Брейгелю, можно найти ещё такое выражение: «Мы выпускаем лишь невозвратные стрелы». 60. «Там, где ворота открыты, свиньи бегут в посев» – когда дом без присмотра хозяев, слуги делают что хотят; кошка спит – мыши танцуют. 61. «Бегает как ошпаренный» – быть в больших заботах. 62. «Вывешивать плащ на ветер» – менять свои убеждения в зависимости от обстоятельств; плыть, куда ветер дует. 63. «Она смотрит вслед аисту» – она ленива, тратит время понапрасну, считает ворон. 64. «Рассыпать перья или зерно по ветру» – действовать непродуманно, беспорядочно; работать, не имея чётко поставленной цели. 65. «Большие рыбы пожирают малых» – могущественные угнетают слабых; съесть самому или быть съеденным. 66. «Ловить треску на корюшку» – жертвовать вещью малоценной, чтобы получить более дорогую; давать яйцо в надежде получить корову; ловко выуживать чей-то секрет. 67. «Не выносить блеск солнца на воде» – завидовать достатку или почестям, которые снискал другой. 68. «Плыть против течения» – быть противоположного мнения; поступать вопреки обществу; стремиться к своей цели, несмотря на препятствия. 69. «Тянуть угря за хвост» – дело, которое окончится, вероятнее всего, неудачей; иметь дело со скользким человеком. 70. «Из чужой кожи легко нарезать хорошие ремни» – быть щедрым за чужой счёт; пользоваться с выгодой имуществом другого. 71. «Кувшин ходит по воду, пока не разобьётся» – подвергать себя опасности; заканчивать плохо. 72. «Вешать куртку за забор» – отречься от духовного сана; бросить прежнюю профессию. 73. «Бросать деньги в реку» – выбрасывать деньги на ветер; неразумно растрачивать своё добро, быть расточительным. 74. «Справлять нужду в одну дыру» – неразлучные друзья, связанные общими интересами. 76. «Ему не важно, что чей-то дом горит, раз он может погреться» – законченный эгоист, его не волнуют беды ближнего; он греется у чужого огня. 77. «Таскать за собой колоду» – связываться с несговорчивым; делать ненужную работу. 78. «Лошадиные яблоки – отнюдь не фиги» – не стоит обольщаться, будьте реалистами, не надо принимать фонари за звёзды. 80. «Какая б ни была причина, но гуси ходят босиком» – если дела идут как идут, значит, на то есть причина; или: не задавай вопросов, на которые нет ответа. 81. «Держать парус в глазу» – быть настороже; не упускать ничего из внимания; держать нос по ветру. 82. «Справлять нужду у виселицы» – быть шалопаем, ничего не бояться и ни о чём не заботиться. 83. «Необходимость заставляет пуститься вскачь и старых кляч» – чтобы заставить кого-то действовать, нет лучшего средства, чем внушить ему страх. 84. «Когда слепой ведёт слепого, они оба упадут в яму» – когда незнанием руководит другое незнание, дело обернётся плохо. 85. «Никому не удаётся плутовать до бесконечности (без того, чтобы солнце это не обнаружило)» – всё тайное рано или поздно становится явным.

Chandra: Дааааааааааа1 Вот э то да! Где это ты столько нашла?Я столько не видела никогда, даже смирилась. что знаю две-три всего. "Фламандские пословицы " Брейгеля - это мир наоборот. страна дураков. Там есть один символ, который повторяется в разных ракурсах.Он и говорит нма, что художник изобразил мир наоборот. Всё-таки Брейгель слишком мудрым был человеком, чтобы оскорблять людей (если уж на то пошло - картина напоминает гигантский дурдом)

Черкашин: только хотел выложить эти пословицы. респект и уважуха!

inki: Ляля спасибо за Брейгеля, Алька за афорики)) Насчёт любил - в картинах можно почувствовать отношение не только к искусству, но и к его предметам)) Хотя, наверное назвать человека - предметом)) Но для мира дуракофф пойдёт. Могу точно сказать, что он не смотрел свысока, хотя и догадывался, на каком этаже Вавилона живёт сам. В его картинах есть какая-то отрешенность, обусловленная внутренней то ли защищенностью, что бы не слиться с миром, то ли осторожностью - чтобы из-за повышенной чувствительности не захлопнуться . Художник и вещь в себе и одновременно всехняя вещь. Очень понравилось цветовое и композиционно-сюжетное решение "Икара".

Chandra: Игорь, а Вам не приходилось в своих сценических работах использовать какие-нибудь образы из классической живописи в качестве метафоры? Я к тому, что "Слепцы" брейгелевские введены, например. в фильм об Уленшпигеле Алова и Наумова. вообще в кинематографе очень часто можно встретить такие вставки образов из мирового искусства. Я, когда вижу, тащусь.

Черкашин: все время "ворую" и "присваиваю". скажем в Ростовском спектакле все пропитано Филоновым.

Chandra: Здорово! Всё- таки разные отрасли искусства как дымы костров в конце концов соединяются и переплетаются...

Черкашин: так театр - синтез всего.

Chandra: Галина Гампер "У картины художника Брейгеля "Ландшафт с тонущим икаром" Художник Брейгель мудр и стар. В нем есть спокойствие и сила. В тот миг, когда тонул Икар, Он все описывал, как было. Вот чей-то почерневший кров. Бредет слепец, наверно нищий. И стережет пастух коров, Облокотясь на кнутовище. Лошадка еле-тянет плуг, И пахарь стар, как будто вечен. И горизонта полукруг Скалистым берегом намечен. Рыбак чему-то втайне рад, И что-то женщину печалит. Стоит на якоре фрегат И, кажется, сейчас отчалит. Порозовели облака, Неясно, поздно или рано. А здесь Икарова рука Еще видна из океана. ( на самом деле - нога )

Lenk: Алекс, прости неграмотную дуру за монахов! Я видала Слепцов, а про твоихних даж не сообразила А из представленных тута Пословицы - во даёт Питер!



полная версия страницы