Форум » Изобразительное искусство » Николай Ге, от реализма к экспрессионизму » Ответить

Николай Ге, от реализма к экспрессионизму

Chandra: Цитирование Понтия Пилата в теме коротко о главном и моя же цитата в ответ заставили меня вспомнить о художнике 2 половины 19 века Николае Ге, которого очень волновали философские вопросы религии, а впрочем я неточно выразилась - этико-нравственные будет точнее. Одно из главных направлений его творчества - это "евангельский цикл", в котором он, очень отлично от другим приверженцев этого жанра, пытался разрешать душераздирающие вопросы морали. Трактовки тех или иных евангельских событий у него очень непохожи на общепринятые, вплоть до предательства Иуды, которому он даже сочувствовал. Прямая иллюстрация к цитате Анны Шелест , картина " Что есть истина?"( или "Христос перед Пилатом")

Ответов - 24

Lunц: Действительно

Chandra: Сам художник этой картиной как бы подтверждал слова Христа, что на земле правды нет, истина у Бога.Все изобразительные приёмы как бы говорят, что "сытый голодного не поймёт". И если даже в евангелии Пилат показан вполне сипатично, не говоря уж о Булгакове, то здесь он однозначно хозяин жизни,он памятник самому себе, даже солнечный свет на его стороне и непримиримая граница разделяет исступленного полусумасшедшего Христа и Пилата.

Chandra: Ге всем известен как автор картины "Пётр 1 допрашивает царевича Алексея в Петергофе", это абсолютный образчик скучного передвижнического реализма. Но ещё в молодые годы художник написал картину "Тайная вечеря" ( дело было в Италии) и когда привёз её на родину , - ажиотаж был такой же как вокруг "Гибели Помпеи" в своё время. Сделанные тогда же эскизы на евангельские темы были оставлены и возвращение к ним произошло после мучительного внутреннего перелома во второй половине жизни. Тогда и появилась подлинная художественность. Фактически он стал провозвестником экспрессионизма в живописи, и это во 2 пол. 19 века! Голгофа- последнее полотно.


Alex: Ляля!!! Я брожу за тобой!!! Еще!

Alex: Ляль, предпоследняя как называется??? И что там?? Я просто боюсь ляпнуть... Сначала ты скажи...

Chandra: Она называется "Тайная вечеря" 1861 год. я ж написала А образе Христа изображён Герцен.

Alex: Что делает персонаж размахивающий руками? Кто это? О чем он рассказывает? Сначала я подумала, что он одевается. Но все его СЛУШАЮТ...Кроме Христа, тот в себе. А вот этот седой возле стола - Лука? Он так тревожно смотрит....

Chandra: Alex пишет: Что делает персонаж размахивающий руками? Кто это? Это Иуда. он не рассказывает. Он заворачивается в свой плащ и медленно покидает вечерю. Мне он кажется зловещей тёмной птицей, поскольку фигура его контрапостом выделена на светлом, источник освещения за его спиной. Да всё способствует ощущению трагического происходящего. Сам Ге оставил записки по образу Иуды, он очень его интересовал. Точно не помню, а приблизительно смысл таков - он писал,что следует представить поезд, движущийся в определённом направлении, в котором много людей. И один человек знает,что впереди это движение ждёт катастрофа, гибель ( имелось в виду движение за Христом, которое действительно сопроводилось реками крови).Таким он представлял Иуду, который ценой своей чести, бросился под поезд, остановил движение ( выдав Христа), пытаясь остановить смерти.ну так примерно. То есть в его представлении это вынужденное предательство. Поэтому фигура не злодея, как у классических художников, а трагически непонятого и отвергнутого одинокого человека.

Chandra: Alex пишет: А вот этот седой возле стола - Лука? Это не Луука точно, это кажется апостол Андрей или Матфей, запамятовала. вообще в каждой евангельской картине он пытался решить моральную проблему, и они двоякое толкование имеют. Зде5сь тоже не просто предательсво Иуды. он же герцена в центре написал, перед которым преклонялся, здесь трагедия Герцена, его разрыв с учениками, отступничество многих.Для меня это просто философское осмысление сложных отношений учитель- ученик. ученик всегда должне покинуть учителя, иначе он никем не станет. но такой разрыв мучительно переживается наставником, он почти всегда воспринимает это как измену. Я много раз наблюдала это в жизни. И когда изучала польскую живопись, то обнаружила такие же мучительные отношения между "учителем" Яном Матейко и "учеником" Яцеком Мальчевским.

Alex: Ты знаешь, его трактовка мне очень близка, и мне кажется, что образ Иуды на сегодняшний день пересматривается даже Церковью. Но хочу сказать, что всегда спотыкалась об это место в Библии - Иисус знал, на что шел, и он выбрал Иуду. Так о какой же анафеме может идти речь? Лялечка, а на полотне Голгофа? О чем говорит вытянутая рука? Ведь не спроста Ге нарушил композицию...

Chandra: Alex пишет: Лялечка, а на полотне Голгофа? О чем говорит вытянутая рука? Ведь не спроста Ге нарушил композицию Ну это просто экспрессивный приём, он очень на психику действует по-моему, он выхватывает из группы разбойников Иисуса. Почему я и говорою, что пришёл к экспрессионизму, стал нарушать принципы композиции, а точнее стал использовать фрагментарную композицию, бешеную живопись, диссонирующие цвета - картины стали "вопить" (это было целью настоящих экспрессионистов периода первой мир. войны). То есть, будучи передвижником,он тоже помучался в своём выборе,но решил из двух методов - изобразительности и выразительности выбрать второе. Таким образом в жертву выразительности,на которой. кстати, ты, Алекс,всегда настаиваешь, были принесены общепринятые критерии.

Alex: Chandra пишет: Таким образом в жертву выразительности,на которой. кстати, ты, Алекс,всегда настаиваешь, были принесены общепринятые критерии. Я еще до конца не дочитала а уже голову втянула в плечи.... Еще, еще!!!!!!

Chandra: ты надо мной ржёшь что ли?

Chandra: Меня лично вот эти две картины волнуют Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад В Гефсиманском саду Хотя по времени вторая была написана ещё в Риме раньше, но вместе все эти картины можно выстроить соответственно евангельским событиям. и сначала была вечеря,потом выход, потом Гефсиманский сад. Здесь один6очество как космическое чувство показано. Он вместе с учениками,но уже один и лицо повернуто в сторону бога, у которого он пытается искать поддержки. Но небо молчаливо и холодно. А потом в саду он страдает, потому что делает выбор. Для меня это абсолютно символическое полотно, а не религиозная картина. Каждому человеку приходится делать выбор и в этом никто не помощник, это каждый решает для себя,один на один с собой.И его Христос здесь как будто один на всей планете, она круглится, она большая и пустая. Над ним ветви сомкнулись как очертания склепа. От луны холодно. Одинокое существо в момент выбора.

Chandra: Chandra пишет: Одинокое существо в момент выбора. по сути - в момент внутреннего подвига, мы же знаем,что было дальше...

Chandra: И Христос у него всегда неканонический! Он как юродивый, сумасшедший,маленький человек.Этого я ни у кого не видела. Получается, что он показал маленького человека ( особенно перед Пилатом он просто заморыш), которого раздирают страдания Бога. Ге очень эмоциональный художник и очень необычный для своего времени. узнаёшь сходство с апостолом, на которого ты внимание обратила? это он

Alex: А Иоанн заглядывает ему в лицо.... Иисус последний раз видит Луну. Она ведь тоже может быть прекрасной, как Солнце. Сейчас его стражники схватят.... на первой картине я вижу его сомнение еще. На второй - он уже отрешен. Интересно художник завалил горизонт. Это похоже как на пропасть, в которую он падает. Земля его не держит. Покачнулась под ногами.

Chandra: Alex пишет: На второй - он уже отрешен. Интересно художник завалил горизонт Это сферическая перспектива. За счёт неё обощение как бы делается - вообще земля.

Alex: Мне показалось, что это Лука.... В ногах - Иоанн, за спиной Андрей и Петр с черной бородой.... Неканонический, человеческий.... Ляля, такое тебе спасибо!!!!

Don Miguel: Мне очень нравится Ге. Когда-то, во время учёбы, нужно было делать копию портрета. Я делал копию с его автопортрета. Из уважения. Вы видели мою работу" Дай мне силы"? Думал, что это Я придумал такой ход. А сейчас посмотрел - а такое уже было. Надо же... Написал с одного сеанса, а про Ге и не думал. Видать, заложил он что-то сильное в душу. Выплеснулось само.

Chandra: Don Miguel пишет: Видать, заложил он что-то сильное в душу. Да, в самом деле. Так и должно быть, всё это должно питать, иначе бессмысленно. Вся культура таким образом произрастает.

inki: Ляля, спасибо, огромное за Ге, я знал о нём, но как говорится - мельком. Мне близки его интонации и интерпретации.Отношение к Иуде. Меня почему-то тоже всегда волновал этот вопрос... А ведь остальные ученики, апостолы, на которых потом построили храмы...они ведь тоже......с их молчаливого согласия. Всё-таки человеческая логика очень часто такой тормоз для нормально восприятия и разговоре об Истине. Я не сомневаюсь, что смысл нашего пребывания здесь, совсем другой, чем принято считать...Посади дерево, построй дом.....и там будет стоять шкап Где-то год назад набрёл на Леонида Андреева "Иуда Искариот". не скажу, что он меня перевернул, это произошло гораздо раньше, но там очень интересная интерпретация этих общих мест.

Chandra: inki пишет: Где-то год назад набрёл на Леонида Андреева "Иуда Искариот" Да, наверное, здесь кстати вспомнить Леонида Андреева, я очень давно не держала его в руках, надо бы почитать заново. Последние картины Ге, кроме "Голгофы", - цикл жутких "Распятий". Это был уже тот период, когда он предпочёл изобразительности выразительность.И опять им руководили совестливые воззрения -это же был период, когда прошли репрессии после покушения на Александра -Ге говорил,имея в виду своих современников, что пока мы ходим по выставкам, пьем чай в госятх. ведём обывательски размеренную жизнь, кто-то в это время гниёт на рудниках, принеся себя в жертву. Поэтому он стал писать распятия такими страшными,насколько можно- чтобы человек смотрящий содрогнулся и ему стало стыдно. Наверное это всё те же наивные приёмы изменить людей с помощью искусства, которые характерны и для Иванова. Хотя в искусстве достаточно чисто визуального ,внешнего восприятия, чтобы общение с произведением состоялось, всё же иной раз не мешает поинтересоваться, что у художника в голове. Много можно открыть для себя неожиданного.

Chandra:



полная версия страницы