Форум » Музыка » Скончалась знаменитая женщина-дирижер, народная артистка СССР Вероника Дударова » Ответить

Скончалась знаменитая женщина-дирижер, народная артистка СССР Вероника Дударова

Chandra: Скончалась знаменитая женщина-дирижер, народная артистка СССР Вероника Дударова

Ответов - 6

Chandra: 16 января 2009 г. (17:20) Накануне, 15 января, в Москве на 92 году жизни скончалась первая в мире женщина-дирижер российского симфонического оркестра, народная артистка СССР Вероника Дударова, - сообщает ИА «Росбалт». Вероника Дударова – народная артистка СССР (1977), народная артистка России (1960), народная артистка первая в мире женщина-дирижер российского симфонического оркестра, народная артистка СССР Вероника ДудароваУдмуртии (1964), народная артистка Республики Северная Осетия–Алания (1996), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958), Северо-Осетинской АССР (1949), лауреат Государственной премии России (1980), Государственной премии имени К. Хетагурова Республики Северная Осетия–Алания (2001). Награждена также орденами Октябрьской Революции (1986), «Знак Почета» (1967), «За заслуги перед Отечеством» III (1996) и II степени (2006), медалью «Во славу Осетии» (1996). Она – академик Международной академии творчества (1999). Почетный гражданин городов Буэнос-Айрес и Владикавказ. Именем Дударовой названа одна из малых планет Солнечной системы (1999). Прославленная дирижер родилась в Баку, но была осетинкой по национальности. Начальное музыкальное образование Вероника получила в музыкальной школе для одаренных детей при Бакинской консерватории, где теоретическими предметами и дирижированием с учащимися занимался австрийский дирижер Стефан Штрассер. В 1933–1937 годах она училась на фортепианном отделении музыкального училища при Ленинградской консерватории (класс П. Серебрякова). С 1939 по 1947 год Вероника Дударова была студенткой факультета симфонического дирижирования Московской консерватории (классы Л. Гинзбурга, затем Н. Аносова). В 1944 году Вероника Дударова работала дирижером Центрального детского театра в Москве, в 1945–1946 годах – дирижером-ассистентом Оперной студии при Московской консерватории. С 1947 года Дударова – дирижер, а с 1960 по 1989 год – главный дирижер и художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра. С 1991 года она – организатор, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра под управлением Вероники Дударовой (ныне – Симфонический оркестр России). В начале 2003 года Вероника Дударова пригласила на должность главного дирижера Симфонического оркестра России заслуженного артиста России Павла Сорокина, а сама осталась художественным руководителем оркестра. Вероника Дударова отдавала предпочтение масштабным симфоническим полотнам и программной музыке. В числе лучших исполнений дирижера – «Месса си минор» Баха, «Stabat Mater» Перголези, «Реквием» Верди, «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Реквием» Моцарта, «Курские песни», «Патетическая оратория» Свиридова, симфонии Моцарта, Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Мясковского, программные сочинения Р. Штрауса, Дебюсси, Равеля, Гершвина. Дирижером записана музыка к около 50 кинофильмам, среди которых «Сорок первый», «Идиот», «6 июля», «Дневные звезды», «Нахаленок», «Журавушка». Осуществленные Дударовой записи русской и зарубежной музыкальной классики входят в золотой фонд государственного радио и телевидения, неоднократно признавались экспертами лучшими на рынке мировой музыкальной аудиопродукции. Вероника Дударова неоднократно гастролировала в странах Европы, Азии, Латинской Америки, вызывая восторги публики и критики. http://www.amic.ru/news/98290/

Chandra: Великолепный фильм идёт по культуре. Изумительное впечатление о человеке.

Rina: Спасибо, Ляля. Как это я умудрилась пропустить. Да, удивительная и уникальная в своем роде личность. Настоящая женщина, в то же время обладавшая всеми "мужскими" качествами лидера, без которых нет дирижера, режиссера. Когда-то, очень давно, была очень кратко поближе к ней и все это время пребывала в изумлении. Вероника Дударова сыграла важную роль в карьере Юрия Башмета Прославленный дирижер Вероника Дударова, скончавшаяся в четверг в Москве на 93-м году жизни, сыграла важную роль в карьере маэстро Юрия Башмета на заре его творческой деятельности. "С Дударовой связан мой первый концерт в Большом зале консерватории с симфоническим оркестром, - рассказал РИА Новости Башмет. - Тогда я выступал именно с ней. Тот первый концерт меня однажды спас". "Я в советские времена опоздал на самолет в Германию. Я потерял билет, и это был огромный скандал. В итоге я зашел в один из офисов в "Шереметьево" с просьбой о помощи, а там на стене висел огромный календарь с фотографией того моего первого концерта. Меня тогда мало кто знал, но когда девушки из офиса узнали, что на фотографии я, они мне помогли, и я улетел", - поделился маэстро. Башмет отметил, что "Дударова прожила яркую, большую жизнь на сцене, являясь очень эмоциональным музыкантом". "С ней связана целая эпоха. Она честно трудилась на дирижерском поприще, создав очень много программ, регулярно заполняя очень важное пространство в исполнительском искусстве", - сказал музыкант. "К тому же, она прошла непростые пертурбации, когда руководила Московским государственным академическим симфоническим оркестром. Тогда ее сменил Павел Коган. И она создала новый оркестр - Симфонический оркестр России, снова приложив массу энергии, нервов и воли - это большого стоит", - заключил маэстро. Прославленный дирижер Вероника Дударова, которая скончалась в четверг на 93-м году жизни, воспитала множество талантливых музыкантов, сказал дирижер и скрипач Владимир Спиваков. "Вместе с ней ушла целая эпоха. По-моему, она была у нас единственной женщиной-дирижером, а потом, она воспитала столько замечательных музыкантов, которые разъехались по всему миру", - сказал Спиваков. "Она замечательно относилась к молодым, подающим надежды, людям. Всегда можно было с ее оркестром перед конкурсами обыграть какую-то программу, и она всегда шла навстречу. Это вызывало очень добрые и светлые чувства", - сказал маэстро, который основал Международный благотворительный Фонд, поддерживающий молодые таланты. Также, по словам Спивакова, ему приходилось работать с Дударовой в качестве солиста. "Вероника Борисовна - очень интересный человек и музыкант. Работа с ней давалась очень легко. Не знаю, как оркестрантам, конечно, но солистам - очень", - отметил он. РИА Новости http://www.rian.ru/culture/20090116/159414546.html

Rina:

Rina: Прочитала сейчас, что кроме "Культуры" ни один канал не упомянул об уходе Дударовой... А ведь еще два года назад, в день своего 90-летия, она исполняла «Болеро» Равеля. "Вы нынешние, ну-тка!" Но в интеренете очень много газетных публикаций и признаний коллег и почитателей. Да, это ушла целая музыкальная эпоха. Она ведь из аристократического осетинского рода, сейчас вспомнила, как она показывала свою детскую фотографию в национальном костюме. Мне, тогда 19-20 летней, она казалась сошедшей с музыкального Олимпа.

Rina: Реквием по дирижеру 18.01.2009 / ЛАРИСА БАХМАЦКАЯ ВЛАДИМИР СПИВАКОВ, российский скрипач и дирижер: «Благодаря Дударовой я первый раз встал за пульт» Я знал Веронику Борисовну со студенческих лет. Тогда она предоставляла свой оркестр студентам, собирающимся на иностранные конкурсы. Для меня это была единственная возможность дирижировать большим оркестром, и благодаря Веронике Борисовне я первый раз встал за пульт. Уже потом мы вместе гастролировали по России. Тогда она управляла не только Московским государственным академическим симфоническим оркестром, но и Государственным симфоническим оркестром России. Вероника Дударова была прекрасным дирижером и четким аккомпаниатором. Требовательный и волевой дирижер, она при этом была благородным и объективным человеком. Огромная заслуга Дударовой еще и в том, что она воспитала целую плеяду высококлассных оркестровых музыкантов. В консерваториях обучают только на солистов, но не все впоследствии ими становятся, такова жизнь. Сейчас практически все самые лучшие оркестровые музыканты прошли школу Вероники Борисовны. ИВА МИЛОСЛАВСКАЯ, бывшая скрипачка Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Николая Аносова и Лео Гинзбурга: «В трудные моменты мы помогали друг другу, даже делились продуктами» Я хорошо помню день, когда Вероника Дударова впервые пришла к нам на репетицию. Ее привел Николай Аносов, у которого она училась на дирижерском факультете Московской консерватории. У нас была репетиция в театре Красной Армии, и вот когда молодая девушка первый раз встала в оркестре за пульт, она сразу же произвела приятное впечатление - с экзотичной внешностью, хорошо одетая, с красивой фигурой. Она оказалась хваткой, деловой, с огромным талантом пианистки и дирижера. У нас с Вероникой сразу сложились хорошие отношения, а потом, когда я ушла из оркестра, мы продолжали общаться. Помню, она рассказывала о гастролях симфонического оркестра за границу. В программе была Шестая симфония Чайковского. Когда последние аккорды затихли, в зале несколько минут стояла абсолютная тишина, а потом раздался шквал аплодисментов. Я приходила к Веронике несколько раз в гости, знала трех ее мужей. Женщина она была очень любвеобильная. Как-то Дударова пригласила меня и хотела познакомить с «потенциальным мужем», но сватовство не удалось. В трудные финансовые моменты мы помогали друг другу, чем могли, даже делились продуктами. Когда я узнала, что Вероники больше нет, то сразу вспомнила, как мы, еще молодые, шли из Эрмитажа, и она тогда сказала: «Ивочка, а ведь у нас с тобой 10 лет разницы». Последний раз я видела Дударову несколько лет назад. Тогда она жаловалась на ноги, ей уже было трудно ходить. АЛЕКСАНДР СКЛЯР, музыкант: «Преклоняю колено перед Дударовой» Я преклоняюсь перед женщинами, которые посвятили себя искусству. Заниматься честным искусством, настоящей культурой - вообще человеческий подвиг, а в нашей стране это подвиг вдвойне. Поэтому я преклоняю колено перед Вероникой Дударовой. Постоянный адрес статьи: http://gzt.ru/culture/2009/01/18/223022.html



полная версия страницы